Такое красочное детство
Сколько всего может рассказать картина о художнике! Его настроения, чувства и даже черты характера отпечатываются на холсте.
Мазки — размашистые, краска лежит неровно: наверное, художник торопился. А здесь каждый листочек прорисовал, облака — пушистые, объемные: мастер постарался.
— У нас учатся разные дети. Большинство — неусидчивые, гиперактивные. А рисунок требует терпения и внимательности. Пленер длится дольше трех часов. Сначала ребятам сложно, но постепенно они привыкают, и характер меняется, — говорит Ольга Иванова, преподаватель школы искусств имени Знаменского.
Мы беседуем на втором этаже в холле цирка. Во вторник здесь открылась выставка: учащиеся тюменских школ искусств представили свои лучшие работы. Сюда пришли ребята из «Этюда», «Лиры», школ имени Митинского и имени Знаменского… А юные художники из «Гармонии» забежали на выставку совсем ненадолго: у них еще не закончился утренний пленер. С собой мальчики и девочки принесли складные стульчики и краски.
— С утра работаем у моста Влюбленных, церковь рисуем, деревья, реку, — рассказывает Дима Богданов.
Он шесть лет учится в школе искусств «Гармония». За это время попробовал рисовать гуашью, масляными красками, пастелью и карандашами. Но акварель все-таки любит больше всего. Говорит, это самый послушный материал, точно передает цвета.
— Акварель капризна, — вступает в беседу его одноклассница Юлиана Хафизова, — то слишком густо на холст ложится, то слишком прозрачно.
— Зато коробочка с красками маленькая и легкая: сумку носить удобнее! — подметил невысокий мальчик с кисточкой в руке.
— А я люблю уголь! Можно так красиво растушевать его по листу. Дымка получится, — встает на цыпочки смуглая девочка.
Я совсем растерялась: какие эксперты меня окружили! Открываю блокнот, чтобы записать имена юных мастеров. На полях — неуклюжие цветочки и смешные загогулины. Это я нарисовала утром, пока разговаривала по телефону с подругой. Смущенно переворачиваю страницу: художник из меня никудышный.
— Мы тоже рисуем в тетрадках, — улыбнулась Эмилия Чепасова. — Учителя советуют делать по 30 набросков в день! Минутка свободная появилась: набросаешь портрет соседа по парте или учителя. В окно посмотришь — вдруг там что-то интересное происходит?
За каждый набросок ребятам ставят оценки, педагог высказывает свои замечания. Так у ребенка вырабатывается навык к рисованию, развивается фантазия. Художник учится видеть красивые ракурсы, замечать яркие моменты, взгляды, движения.
— Это мастерство: художник тренирует глаз и руки. И чем раньше ребенок придет в школу, тем быстрее научится рисовать! У малышей нет барьеров, они ко всему хорошо настроены. А у взрослых ребят уже сформировались стереотипы, боятся сделать что-то не так. Моя задача — раскрепостить учеников, — рассказывает Ольга Иванова.
Мы разглядываем рисунки самых маленьких живописцев из школы «Лира» — иллюстрации к сказкам. Видно, что ребята еще только учатся. Мазки иногда неаккуратны, а человечки неуклюжи. Зато какие яркие цвета! Небо малиновое, а трава… голубая. Действительно, сказочная картина.
— Такие выставки очень полезны для детей и преподавателей. Можно подглядеть новые идеи, приемы, образы. Мы сфотографируем все рисунки и будем на занятиях обсуждать с учениками, — говорит Ольга Ильинична.
Хотя есть еще время увидеть рисунки воочию, и не только будущим художникам или их родителям — выставка в цирке будет открыта весь июнь.
***
фото: Первые гости выставки;Галина Неупокоева, директор школы имени Митинского, поздравляет ребят с окончанием учебного года.