X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Преодолеть «точку невозврата»

Июнь для многих родителей — месяц решающий. Одни записывают ребенка в школу, другие решают, оставлять ли его на второй год.

Страшное слово «второгодник» для одних детей может стать горькой пилюлей, а для других — бальзамом, дарующим необходимую передышку. Речь не идет о катастрофически не успевающих детях, у которых в табеле одни двойки. Помощь может понадобиться и тем, кто до тройки дотянул, но по уровню развития отстал от своих сверстников. Такая участь может постигнуть и слабеньких, и тех, кого родители, погорячившись, отдали в школу слишком рано — с шести с половиной лет.

На что ориентироваться родителям при принятии таких судьбоносных для ребенка решений? Об этом мы спросили у Григория Анисимова, директора медико-педагогического центра «ЛингваБона», одного из участников проходившей недавно в Тюмени научно-практической конференции по восстановительному лечению детей с психоневрологической патологией.

Разговор начали с вопроса: как определить, готов ли ребенок идти в школу?

— Готовность, конечно, должен определять специалист, — рассказывает Григорий Владимирович. — На глазок такое не решишь, необходимо проводить нейропсихологическое тестирование. Просто постучать молоточком по колену — недостаточно.

Тестирование должно определить, например, способность ребенка ориентироваться в пространстве. Многим покажется удивительным, но если малыш путает понятия «в», «за», «над» и «под», то позже не сможет различать и деепричастные обороты. Рано или поздно о нем начнут говорить — «необучаем». А у ребенка, может быть, всего лишь дисграфия (нарушение письма), которую, как насморк, надо лечить своевременно. Не ждать, когда при письме поползут поля, и буквы начнут вылезать за строчки…

— Но родители чаще всего считают, что грязь в тетрадях — признак лени…

— Тревогу должны бить, прежде всего, учителя начальных классов, они — более подкованные в таких вопросах. Но, к сожалению, приходится сталкиваться с невнимательностью, равнодушием педагогов, с корпоративной этикой школьных психологических служб. Так что все перекладывается на плечи родителей.

Давление сегодняшней системы образования на ребенка очень сильное. Не только психологическое, но и физическое. Мозг не каждого малыша справится с такой нагрузкой. Тяжело даже детям, которые родились без патологии. Что ж говорить о тех, у кого были шероховатости во время беременности, в родах! Они до поры до времени дремали, но родители сами усугубили ситуацию, когда водили ребенка в 350 кружков и секций, стремились к тому, чтобы он чуть ли не с пеленок читал и писал. Вот в школе и выползли «сорняки» — у одних начинался энурез, у других — хождение во сне, у третьих — появились тики. Все это — защитные реакции детской психики.

Семилетка не может, когда ему плохо, пожаловаться подруге, посидеть с друзьями. Он все переваривает в себе. Многие родители этого не понимают, и вместо того, чтобы отвести малыша на консультацию, начинают его «пилить»: «Пиши аккуратнее, держи себя в руках!» Это все равно, что поучать пациента с острой болью: «Возьми себя в руки! Соберись и вырежь себе аппендицит». Мы же так не говорим. А ребенка — «гнобим». С таким же успехом за неудачный спектакль можно винить не режиссера или актеров, а зрителей.

— Какую помощь в этой ситуации может оказать педагог?

— Высшая степень педагогики — быть актером. Подобрать ключик к каждому ученику. Но и у родителей есть свои ключи к успеху: верить в ребенка, не идти на школьные конфронтации, четко выстраивать образовательный маршрут, выбирать образовательные программы. И главное: не проводить «гонку вооружений своими детьми». Не надо равняться на соседа. Лучше, по возможности, выбирать не школу, а педагога.

— А если выбор сделан ошибочно, и «сорняки» вылезли — как быть?

— Первым делом обращаться к неврологу. Выстроить график занятий так, чтобы не перенапрячь мозг ученика. Проводить «тонкую настройку». Разбираться, в чем дело. Если выяснится, что причина отставания в дисфункциях мозга — лучше оставить на второй год. Пусть немного отдохнет, наверстает упущенное, особенно, если в школу ребенок пошел с шести лет.

— Не станет ли второгодничество дополнительной травмой?

— Стрессы есть в жизни всегда — это норма. Они закаляют, дают бесценный опыт. Главное — исключить плохие стрессы, которые разрушают личность.

В начальной школе многое еще можно исправить. Главное, не упустить время. Возраст 10-11 лет неврологи называют «опорной точкой», или «точкой невозврата». После этого центры чтения и письма закрываются, и уже трудно что-либо исправить.

***
фото: Буквы разные писать…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта