X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Главное на даче – хороший сосед

Большая теплица, много грядок, цветов и фруктовых деревьев, красивая беседка, двухэтажный дом с мансардой, может, и бассейн прямо во дворе… Мечта любого дачника!

Но не в этом счастье, уверен заместитель начальника отдела уголовного розыска УМВД по городу Тюмени Александр Радачинский. У него на дачный вопрос — свой, профессиональный взгляд.

— Главное — это хороший сосед, — говорит Александр Вячеславович. — Который в отсутствие хозяина за всем этим добром приглядит. Но неравнодушные люди сегодня — редкость. Часто, когда мы выезжаем на место уже совершенного преступления, соседи начинают припоминать: дескать, да — накануне вокруг обворованного дачного домика ходили какие-то незнакомые подозрительные парни. Приглядывались… Так почему было не окрикнуть их, не спросить — чего надо?

Дачные воры, делится опытом Радачинский, народ не особо смелый и отъявленный. Почувствуют, что их заметили, и сразу уйдут, чтобы не рисковать. А если никому и дела нет до чужаков, то они запросто могут не только обворовать дачу, но и… поселиться там.

По весне оперативники пачками свозят из садоводческих кооперативов в полицейские участки граждан без определенного места жительства. Точнее, на зиму оно у них очень даже определенное — чей-нибудь дачный домик. Но это только до возвращения хозяев.

— Чаще всего они и не забирают оттуда ничего, — присоединяется к разговору заместитель начальника полиции по оперативной работе Дмитрий Ерошов. — Просто ночуют, но, понятное дело, хозяевам от этого не легче. Кому приятно-то?

На днях полицейские задержали компанию бомжей, которые орудовали в дачном обществе «Суходолье». Откуда-то забирали продукты, где-то им повезло чуть больше — утащили с собой бытовую технику, электроинструменты…

— Сейчас сидят в КПЗ, ждут суда, — говорит Александр Радачинский.

Хотя их это едва ли расстраивает. Суд к дачным воришкам больно уж лоялен. За проникновение в чужое жилище и мелкую кражу в большинстве случаев дают условный срок. Ну, или год-два колонии, после которой — куда? Опять на чужие дачи! Замкнутый круг получается…

— А бороться с этим практически невозможно, — разводит руками Дмитрий Ерошов. — Было, есть и будет. Защитить себя могут только сами владельцы дач. Что им стоит на выездах из поселка (по правилам пожарной безопасности их должно быть два, больше и не надо — М.С.) установить камеры наблюдения или видеорегистраторы? Они не такие уж и дорогие сейчас.

Но проблема даже не в цене, а в сплоченности дачного коллектива. Еще точнее, в его разобщенности. Люди не доверяют друг другу и своим председателям, постоянно подозревают их в умыкании чужих денег. Поэтому и предпочитают воздерживаться от всяческих дополнительных взносов — будь то зарплата сторожу, деньги на установку шлагбаума или те же видеокамеры.

— А потом звонят, говорят, что у них на даче кто-то… съел коробку конфет или пачку печенья, — продолжает Дмитрий.

— И что, выезжаете? — Выезжаем, конечно. Это наша работа, в том числе.

— И как вычисляете злоумышленника-сладкоежку — по крошкам на одежде?

— Обычно дачные воры совершают сразу несколько краж в одном поселке — где-то печенье съели, а где-то и что-то более ценное забрали. Устраиваем засаду. Едем в дачное общество и караулим…

За сезон в полицию поступает до пятидесяти заявлений о дачных кражах, вне зависимости от времени года. Примерно о таком же количестве пострадавшие просто не сообщают — если ущерб небольшой. Речь, конечно, не о тех бабушках, которые бьют тревогу изза каждого яблока, сорванного соседским мальчишкой. Они-то операм звонят регулярно.

А может, в таком случае, и не стоит тратиться на общую безопасность — врезать хорошие замки в двери собственного дачного домика, установить решетки…

Полицейские возражают: опыт показывает, что домушников (тех, что поопытнее) привлекают как раз такие дома. Значит, есть чем поживиться. А снять решетки с окон особой проблемы не составит.

— А капканы в огороде никто не пробовал из дачников устанавливать?

— Помню давнишний случай, — рассказывает Дмитрий Ерошов. — Хозяин пропустил по своему забору оголенный электрический провод. От удара током злоумышленник, который попытался залезть в огород, умер. Судили хозяина. Так что такая защита своего имущества чревата последствиями…

Мы пытаемся нарисовать примерный портрет дачного вора. С бомжами — понятно. Пропитание на дачах добывают себе и молодые, и старые, и мужчины, и женщины. Их не угадаешь. А вот делами посерьезнее промышляют чаще люди молодые, бывает, что и несовершеннолетние. Этой весной, например, задержали нескольких таких. Они воровали в том же поселке, куда приезжали в гости к своим друзьям. Не постеснялись.

Случается, что удар приходит и с той стороны, откуда дачники совсем не ждут. Их дома обворовывают… сторожа садоводческих обществ.

— Потому что нанимают тех же бомжей, — объясняет нонсенс Дмитрий. — Хотят сэкономить на зарплате сторожу, забывая поговорку о том, что скупой платит дважды. Сторожем можно нанимать только человека, заинтересованного в безопасности поселка, то есть местного жителя. А лучше и вовсе сотрудников частных охранных предприятий. Тогда и спросить будет с кого.

— А вообще, — подводит итог Александр Радачинский, — меньше всего краж случается в тех обществах, где некоторые дома заселены круглогодично. Там, понятное дело, и отношения между соседями дружеские — помногу лет друг друга знают. И старожилы следят за порядком.

От их глаз не укроется ни одна мелочь. И пусть они будут знать, что у вас растет в огороде, сколько вы отдали за новую поликарбонатную теплицу, чем удобряете грядки, кто приезжает к вам на шашлыки! Зато и злоумышленника, посягающего на ваше добро, они никогда не пропустят. Дадут ему достойный отпор.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта