X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Вот такие тюменские сказочники

Мальчишки лет семи бегают за девочкой, наряженной в ярко-красную блузку и широкую юбку, с носом, измазанным черной краской.

— А мы знаем, кто ты! Ты — Баба-Яга! — кричат они.

— Сейчас как покажу вам Ягу! — откликается девочка.

На самом деле, она — Настя Венгминская, или кошка Ляля, персонаж нового спектакля «Три Ивана», который в молодежном театре «Ангажемент» показала в среду театральная студия «Первые шаги».

А мальчишки тут — зрители… Малый зал театра хоть и малый, но настоящий. Надо иметь привычку, чтобы стоять на сцене перед зрителями в свете софитов, не бояться играть комедийные роли. Студийцы не боятся. Во-первых, к сцене привыкли. Во-вторых, хочется увидеть реакцию зрителей, ведь ребята впервые выступили соавторами и самой сказки, и музыкального оформления к ней. А, в-третьих, не так страшно играть, если из-за кулис тебя поддерживает сам Леонид Окунев, который выступает в спектакле в роли рассказчика-Домового. Юным актерам еще три года назад не снилось, что они будут работать с актером такого высокого уровня. Не мечтала об этом и руководитель студии Ольга Чусовитина.

Галя Безбородова

Именно с нее — человека, у которого родилась идея — девять лет назад началась студия «Первые шаги». Ольга Вардкесовна много раз рассказывала, что за дело взялась не от скуки — собственный ребенок заставил.

— Я старалась для своего сына, который в четыре года не говорил ни слова, — объясняет она.

Объединив вокруг себя матерей таких же «проблемных» ребятишек, она на свой страх и риск занялась с малышами «театротерапией» (при этом даже выучилась на режиссера в Тюменском институте искусств и культуры).

Ольга Вардкесовна всегда знала, что искусство лечит, дарит свободу самовыражения. Ее театральная студия помогает бороться с нарушениями речи и эмоционально-волевого поведения детей. Здесь, вживаясь в образы сказочных героев, ребята преодолевают комплексы, вызванные болезнью, учатся общаться друг с другом, побеждать свои страхи и неумения и, конечно, раскрывают свои творческие способности.

Галя Безбородова

— У каждого ребенка, которого родители привели ко мне, — свой путь, — рассказывает Чусовитина. — Одни были зажаты в силу каких-то физических недостатков, другие гиперактивны. Третьи, не поверите, талантливы. Когда ребенок начитан, развивается быстрее ровесников — он часто бывает одинок. Талант — это тоже бремя…

Поначалу театральная студия Ольги Чусовитиной была прописана в библиотеке «Радуга», затем, на какое-то время, переехала в центр реабилитации детей-инвалидов «Мария». А с сентября 2009 года ребят взял под свое крыло молодежный театр «Ангажемент». Началась совсем другая жизнь.

Сама атмосфера настоящего театра с его актерами, техническим персоналом, режиссерами и творческим подходом ко всему на свете раскрепощает ребенка.

Например, юный артист Олег Голоус никогда не думал, что сможет играть на сцене Бабу-Ягу: он же мальчик, ему нужны мужские роли! Но здесь, в театре, стало ясно, что исполнить роль именно этого сказочного персонажа — большая честь и высший пилотаж. Не каждый сумеет!

А Маша Нестерова — пафосный и коварный Змей Горыныч из спектакля «Три Ивана» — оказалась вообще актрисой универсальной. Хочешь, Змея изобразит, хочешь — юную красавицу.

Галя Безбородова

Впрочем, Ольга Вардкесовна не ставит перед собой задачи сделать из ребят профессиональных актеров. Цели у нее другие — творить чудеса при помощи арт-терапии. Спустя девять лет работы она с уверенностью говорит, что это возможно. И — веришь, сидя в зрительном зале и глядя, как на сцене разворачивается действо, которое ребята придумали практически самостоятельно.

— Они ведь уже подростки, им хочется сыграть историю любви, — говорит Чусовитина. — И сделать ее современной. Так что мы все вместе сели, пофантазировали, придумали историю, героев (для каждого актера — своего), подобрали музыку… У нас в спектакле даже песня группы «Ленинград» звучит. А потом я просто все придуманное записала, опираясь на мотивы русских народных сказок.

Все и есть, как в сказке: на сцене царь (Илья Кукин) и три его строптивые дочки, которых пора выдавать замуж (Аня Мицюк, Маша Сычева, Анжела Чемакина). А они — вот своевольные! — сами уж женихов нашли — Иванов. Да не принцев, а сына крестьянского, сына солдатского и вовсе подкидыша. Отец не одобряет, в сердцах говорит, что отдаст их в жены Змею Горынычу, а Змей тут как тут, машет черными крыльями, хохочет, забирает царевен в плен…

Галя Безбородова

Конечно, все закончится хорошо. Иначе в сказках не бывает. А Домовой, что из-за кулис внимательно следил за ходом событий и иногда их комментировал, расскажет напоследок, как побывал сразу на трех свадебных пирах, да получил потом за это «шишек» от супруги — заслуженный артист России Леонид Окунев со сдвинутыми на лоб очками появится из-за кулис через минуту.

Окунев доволен — спектакль удался.

***
фото: Царские дочки: Анжела Чемакина, Аня Мицюк, Маша Сычева;Змей и Кикимора – жених и невеста (Маша Нестерова и Аня Пустынникова);Злой Лиходей – Коля Барсуков;Ольга Чусовитина;Гриммируют кошку Лялю – Настю Венгминскую.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта