X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Звезда учителя

Отзвенели последние звонки. Школьники прощаются с тетрадями и партами на три месяца, старшеклассники готовятся к экзаменам… Мы побывали на одном из последних уроков в лицее N 34 у историка и обществоведа Светланы Шубениной.

Светлана Ильинична стала победителем конкурса «Социальная звезда», который в этом году посвящен Году истории в России.

Благотворительный фонд развития города Тюмени зажигает «звезды» с 2004 года. Ценность конкурса в том, что это своего рода народное признание, ведь кандидатуры участников выдвигают горожане: единомышленники, соседи по дому, коллеги… Например, кандидатуру Светланы Ильиничны предложила Светлана Острижняя, историк из гимназии при ТГУ.

Пока дети достают учебники и тетради, Светлана Ильинична не спеша листает у окна папку с материалами, которые могут пригодиться на уроке. Сегодня они с пятым классом проходят тему «Семь чудес света».

— Сейчас такой период, когда я должна влюбить детей в предмет. Чтобы они хотели читать, узнавать что-то новое, — говорит Светлана Ильинична.

— А можно научить любить историю?

— Сами увидите и услышите, как они отвечают. Вон, даже нарисовали что-то, вижу — приготовились, — учитель довольно окидывает взглядом столы, где лежат плакаты, фотографии, энциклопедии. — Каждый день идешь на урок и думаешь: что же они нового придумают, что скажут? Скучно никогда не бывает!

И так — уже 25 лет… В 1987-м Светлана Ильинична окончила исторический факультет Тюменского госуниверситета. Начала свой педагогический путь на малой родине, в селе Аромашево.

— Потом подросли дочки, захотелось для них чего-то большего. В городе все-таки шире возможности, есть кружки, секции. Решила отдать их в 34-й лицей, — вспоминает она. — А в 1998 году тогдашний директор Ольга Ройтблат сказала: пора уже и самой перебираться в лицей! Так и стала там учителем…

За эти годы сотни воспитанников Светланы Шубениной побеждали в городских и областных олимпиадах, исторических конкурсах. А сама она — активная участница методических объединений, победитель конкурса лучших учителей России в рамках национального проекта «Образование». Старается, чтобы каждый раз ее уроки проходили по-новому: брейнринги, аукционы, клубы веселых и находчивых, круглые столы… Сегодняшний я бы назвала уроком путешествием, если такие бывают.

— Здравствуйте, уважаемые мои! — приветствует историк своих учеников.

И мы переносимся в Египет, к пирамиде Хеопса.

Виктория Ющенко

О ней рассказывает Паша, мальчик с третьего ряда. Бойко тараторит, сверяясь время от времени с энциклопедией, что это единственное чудо света, сохранившееся до наших дней. Что высота пирамиды — 138 метров, а длина боковой грани — 225…

— В основе пирамиды лежит правильный квадрат, — поддерживает Пашу учитель. — Сколько надо пройти, чтобы обойти ее полностью?

— Один километр! — нестройным хором отвечают с места.

— Я еще хочу рассказать про большую галерею… — продолжает Павел. Кажется, покидать место докладчика ему совсем не хочется.

В окна кабинета истории тем временем заглядывает жаркое, уже совсем летнее солнышко, так и зовет на прогулку. Но висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский, храм Артемиды и другие чудеса света одерживают победу в умах пятиклассников. Прогулка подождет!

— Это история древнего мира, это несложно. Со старшими все по-другому, — сказала нам позже Светлана Ильинична. — Сейчас историю вертят и так, и эдак. Ставят под сомнение то, что когда-то казалось непреложной истиной, выдвигают новые теории… Недавно у нас спор зашел до невозможного: Александр Невский — он герой или нет?

Кое-кто из историков обвиняют Невского в том, что он был первым из русских князей, который, вместо сопротивления татарам, пошел на прямое сотрудничество с ними, действовал в союзе против других князей. Но в итоге дети с учителем пришли к выводу, что Александр Невский все же спасал русское государство, значит — герой.

— Вы какой из множества теорий обычно придерживаетесь?

— Представляю несколько точек зрения. И говорю: если вы какую-то для себя выбрали, то должны уметь ее защищать.

— Получается защищать? — Мои дети стараются. Часто мы начинаем урок с обсуждения мировых новостей. Ребята сами с этим приходят, обращают внимание: смотрите, что происходит в Греции, в Сирии… Мы живем в этом, и считаю, что должны об этом говорить.

— А многие ли сейчас сдают ЕГЭ по истории? Как вы относитесь к единому экзамену?

Виктория Ющенко

— Восемь человек сдают историю, 28 — обществознание. С одной стороны, я за ЕГЭ — он позволяет выявить все пробелы, слабые стороны. С другой, уходит важнейшая вещь — воспитание. Все нацелены на экзамен, ни на что другое уже времени не остается… И дети, конечно, устали.

Светлана Шубенина вспоминает: хотела поговорить со своими выпускниками на классном часе, как эмоционально настроиться на экзамен. А они попросили: «Давайте не будем, только не про ЕГЭ!» Тогда учитель достала старые альбомы и принялась рассказывать о себе, о том, как сама училась и сдавала экзамены… Такая эмоциональная разгрузка тоже нужна.

Думается, что свои награды и титул «Социальная звезда» Светлана Шубенина заслужила по праву. В школе, где все чаще задача ученика сводится к тому, чтобы поставить галочку напротив нужного ответа, она учит своих детей главному — получать реальные знания, грамотно и красиво говорить, высказывать свое мнение и доказывать его. Учит зажигать свои звезды.

***
фото: Светлана Шубенина и ее ученики.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта