Встретились две камеи
Мюриель Барбери. Повесть «Элегантность ежика». Издательство «Иностранка», 2010 год.
На оригинальное название повести «Элегантность ежика» и обложку с интеллигентным котом в очках, задумчиво глядящим на Париж из окна, купилась почти вся читающая общественность.
Некоторые, правда, были знакомы и с первым романом француженки Мюриель Барбери — «Лакомство», а потому представляли, что может оказаться под обложкой. Бестселлер, который прочтут все. Который непременно экранизируют. Любовь к русской классике, к культуре Японии и французская утонченность — вот та гремучая смесь, которая делает Барбери читаемым писателем.
И вот кинофильм «Ежик» на экранах, а книга — в магазинах и домашних библиотеках.
Мне она далась с некоторым трудом. Раздражала искусственность главных персонажей. Консьержка в богатом доме мадам Мишель и одиннадцатилетняя девочка Палома, живущая этом доме. По сути, обе — это одно лицо, разделенное на ребенка-вундеркинда и пожилую консьержку-вундеркинда. И та, и другая скрывают свою образованность и умение мыслить. Боятся и презирают окружающих — слишком чужие, недалекие, зацикленные на благосостоянии.
Мадам Мишель старается соответствовать образу неотесанной пожилой и некрасивой консьержки, а в дальней комнате своего жилья прячет книжные полки, забитые томами русских классиков и трудов по философии. Слушает Моцарта и смотрит черно-белые фильмы 30-х годов японского режиссера Одзу Ясудзиро.
Палома любит прятаться и записывать глубокие мысли в своем дневнике, высмеивая родителей, соседей, весь окружающий мир, который представляется ей аквариумом. С чистой водой, красивыми водорослями и абсолютной невозможностью вырваться за стены. По мнению девочки, единственный способ это сделать — умереть. «Вот умру всем назло» — единственное, что делает Палому похожей на ребенка. Во всем другом она напоминает девочку из будущего: умна, образованна и не похожа на детей настоящих.
С первых же страниц понятно, что Барбери использует модный во французской литературе прием двух камей: ничем не связанные люди встретятся и поймут, что роднее друг друга у них никого нет. Такой камеей оказался Какуро Одзу — идеальный японец, переехавший в дом на улице Гренель, где разворачиваются события. В итоге Палома передумает умирать, а мадам Мишель готова влюбиться. Хороший финал, предсказуемый.
Однако сюжет — далеко не на первом месте. Четыреста страниц текста обеспечивает неимоверное количество суждений обоих персонажей обо всем: сословные предрассудки, японская кулинария, кулинария португальская, японское понимание красоты, голландская и итальянская живопись, музыка, современное общество, Лев Толстой, Анна Каренина, Левин, Уильям Оккам.
Месиво, хотя не лишенное броских фраз. Но лавина суждений разрывает восприятие художественного текста и сюжета.
Словом, «Элегантность ежика» — это уже не легкая «жвачка» для разгрузки мозга, но еще не серьезная литература. Тем людям, кто только готовится что-то серьезное прочесть, можно рекомендовать ее для разминки.
***
фото: