X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Тепло тюменского ковра

Холодными зимними вечерами тюменские мастерицы собирались у ткацкого станка. Женщины пели песни, рассказывали сказки и прибаутки… Узелок за узелком рождался на свет мягкий теплый ковер.

На черном фоне распускались красные цветы шиповника, маки, розы, незабудки… Черный цвет символизировал плодородную землю, а яркие букеты напоминали о долгожданном лете. Такими коврами украшали стены, покрывали сундуки и лавки. Ямщики в дальних поездках коврами согревали своих лошадей и сами кутались в них от мороза.

Традиции сибирского ковроткачества зародились еще в XVIII веке. Тогда в каждой избе стоял ткацкий станок. С десяти лет девочки учились завязывать узелки, красить пряжу.

— Это в крови у каждой девушки. Генетическая память творит чудеса! Мои студентки быстро понимают принцип работы на старинном станке, их захватывает и завораживает это ремесло, — говорит Ольга Козловская, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и этнодизайна Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий, член Союза художников России.

Правда, студенты не рвутся на ее курсы. Хорошо бы набралась группа из двух-трех человек. Увы, народное искусство не слишком популярно у молодежи. Ольга Леонидовна признается, что большинство ребят приходят к ней случайно. Только с годами они втягиваются в процесс, постепенно погружаются в историю тюменского ремесла, влюбляются в русский народный орнамент, костюм.

— Денег на этом много не заработаешь. Работа кропотливая, долгая. Сейчас выгоднее выучиться на дизайнера или архитектора. Город строится, люди заказывают дизайн интерьеров… Правда, все наши квартиры похожи друг на друга. Бездушный евроремонт сковывает человека. Людям не хватает тепла, уюта, — считает Ольга Козловская.

Ее студенты тоже умеют красиво рисовать и создавать в компьютерных программах модные интерьеры. Но есть у них одно преимущество: сами могут смастерить для заказчика декоративные украшения. Небольшой мягкий коврик, половичок, льняную скатерть, подушку, шерстяной гобелен на стену.

Галя Безбородова

Ольга Леонидовна уверена, что совсем скоро старина войдет в моду. Уже сейчас на ярмарках и фестивалях люди покупают у нее половички, заказывают русские народные костюмы, скатерти.

Вот только мастериц-ковровщиц, становится все меньше. Скоро будет не у кого спросить совета.

— Этим я и живу. Хочу успеть передать свои умения молодежи, — говорит она.

Ольга Леонидовна знает больше тридцати технологий ковроткачества, умеет работать на разных станках. Восемь лет она проработала на московском предприятии «Мостекстильпром», где и научилась многим секретам и таинствам создания ковра. Вместе с подругой окончила в столице известное художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина (ныне — художественное училище прикладного искусства).

— Жила в Москве в тесной квартире с дочкой. Все пространство занимал станок, рядышком ютилась детская кроватка… Аня уже в три годика пыталась залезть на станок. Есть в альбоме фотография: малышка у меня на коленях сидит, схватила челнок и пытается продеть его между нитей. Ой, какая она довольная на том снимке! — смеется Ольга Леонидовна.

Когда Аня подросла, стала сама ткать скатерти и полотна. После занятий в школе помогала маме выполнять заказы. Сейчас Анна прекрасно вышивает и шьет одежду. Правда, ремесло не стало ее профессией. Увлеклась конным спортом, окончила сельскохозяйственную академию и сейчас работает… во Франции — в конном театре Версаля.

С самого детства Ольга Леонидовна учила русским ремеслам и сына Ваню. Мальчик занимался резьбой по дереву и кости, научился шить.

— Раньше мужчины умели все. Шили колчаны для стрел, ткали грубые полотна для хозяйства, вставки для военной одежды. Женщине запрещалось даже притрагиваться к мужским боевым костюмам и снаряжению, — рассказывает Козловская.

Сейчас парни перестали интересоваться ремеслами, считают: не мужское это дело. За пятнадцать лет преподавательской деятельности Ольга Леонидовна научила мастерству ковроткачества четырех молодых людей. И вот что примечательно — все они хорошо устроились в жизни, открыли свои дизайнерские фирмы.

Галя Безбородова

… На стене в кабинете Козловской весит шерстяной гобелен — работа выпускницы Елены Кривощековой. На полотне студентка изобразила панорамы нашего города — Тюмень прошлого, настоящего и будущего. Девушка представила, что через несколько десятилетий не останется в нашем городе деревянных одноэтажных домов, вырастут стеклянные высотки и небоскребы. Останется ли там место для тюменских ремесел?

— Конечно. Человек всегда возвращается к истокам. Нет ничего роднее истории наших предков. Чем быстрее развивается город, тем сильнее хочется вернуться в прошлое, которое полно загадок. Вот, например, разнообразные пояса, которые повязывали поверх платья или рубахи. Это было не просто украшением, а оберегом. Пояса ткали нарядные, яркие. В каждом районе — свой неповторимый орнамент, — говорит Ольга Леонидовна.

Не хватает и нам такого пояса, чтобы уберечь себя от постоянной гонки за временем… Интересно, что бы изменилось в этом мире, если бы вышли из строя компьютеры и телевизоры? Вернулись бы мы к деревянным станкам?

***
фото: Ольга Козловская;Ковер сохраняет тепло рук мастерицы;Льняная скатерть скоро укроет чей-нибудь стол

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта