Замкнутый круг для начинающих
Знаете ли вы тех, кто недоволен качеством обучения в автошколах? А тех, кто рискнул и пожаловался в официальные инстанции?
Практика говорит о том, что смельчаков, написавших претензию на качество оказания образовательных услуг в автошколах, — единицы. По данным отдела защиты прав потребителей регионального управления «Роспотребнадзора», за семь лет поступила всего одна такая жалоба.
Означает ли это, что потребители всем довольны? Отнюдь. Среди тех, кто учится вождению, действует негласное правило: жаловаться — себе дороже. Считается, что открытым недовольством можно добиться одного — остаться без водительского удостоверения. Цена молчания приравнивается к стоимости обучения. Но в этот прайс жизнь может внести коррективы. Известно, что те, у кого стаж вождения менее трех лет, чаще других становятся участниками дорожно-транспортных происшествий.
О качестве подготовки молодых водителей и об организации этой учебной работы говорили вчера в областной Думе на совещании с участием руководителей автошкол. Инициатива встречи принадлежала зарегистрированному в апреле этого года некоммерческому партнерству «Союз автомобильных школ области».
По словам Вячеслава Носова, директора профессионального объединения, оно создано «людьми с активной жизненной позицией, которые хотят изменить сложившуюся ситуацию в сфере подготовки водителей».
Пока в структуру входят только десять (список опубликован на сайте союза) из пяти десятков автошкол, зарегистрированных в Тюмени.
Открывая совещание, Геннадий Корепанов, заместитель председателя областной Думы, координатор проекта «Дороги Единой России», признался, что известно немало фактов, когда во главу угла в автошколах ставится совсем не качество обучения, а получение прибыли любой ценой. Для качественной учебы там нет ни квалифицированных преподавателей, ни соответствующих технических средств. Не выполняются нормативные часы теоретических и практических занятий.
К чему приводит небрежность в проведении занятий, рассказал Алексей Шукшин, руководитель учебно-производственного комбината «Автомобилист» (один из учредителей Союза автошкол области). По его информации, в прошлом году на дорогах России погибли 27 тысяч человек (рост по сравнению с предыдущим годом — более 15%). И Тюменская область выглядит не лучше других. Более того, в этом году рост ДТП составил более 27%, а число погибших выросло почти на треть.
— Объяснить такую статистику только ростом интенсивности движения нельзя, — считает Шукшин. — Причина — в отсутствии стандартов обучения в автошколах, несовершенстве программ.
По его мнению, подготовка водителей из индивидуального обучения превратилась в бизнес, где качество подготовки отодвигается на второй план. Отмена лицензирования этой деятельности в прошлом году способствует только ухудшению ситуации. Школы-однодневки растут, как грибы, они используют демпинговую политику.
— Создается впечатление, что автошколы соревнуются не в том, кто лучше подготовит будущих водителей, а кто попросит за обучение меньшую цену! — возмущается Алексей Шукшин.
Учеба в автошколах как будто проходит этап стихийных китайских рынков, где можно было купить любую подделку, «похожую на». Какое-то время эта дешевка многих устраивала. И только почувствовав на собственной шкуре, что значит поговорка «скупой платит дважды», покупатели от такого «добра» стали отказываться. Научились и предъявлять претензии недобросовестным продавцам.
Показателем качества обучения, считает Шукшин, является и то, что многие курсанты (23 процента) не могут сдать теоретические и практические тесты с первого раза. Количество повторных заходов на экзамен по вождению иногда переходит всякие границы: пять, шесть, восемь и более раз! Такого, говорит Алексей Шукшин, никогда не было. Раньше преподаватели были заинтересованы (и материально в том числе), чтобы ученики все сдавали на отлично. Сейчас некоторым автошколам выгоднее иметь «хвосты», ведь за каждую пересдачу ученики снова и снова платят!
Легкий и почти бесконтрольный способ «делания денег» (малые предприятия, как известно, можно проверять только раз в три года) довел процесс обучения до абсурда. Этой образовательной деятельностью можно заниматься в сельских клубах! Можно открывать одну автошколу в ста метрах от другой. Можно даже обходиться без учебных автомобилей, которые должны быть оборудованы дополнительными педалями и зеркалами заднего вида. Можно нанимать инструкторов со стажем без году неделя…
— Обучение и переобучение водителей в некоторых автошколах превратилось в профанацию, в конвейер, действующий по принципу «вы нам деньги — мы вам документы», — сделал категоричный вывод Алексей Шукшин.
В качестве иллюстрации к сказанному он привел отрывок из публикации «Кто садится за руль автобуса?», напечатанной в апреле в «Тюменском курьере». Речь там шла о том, что на экзаменах будущие водители автобусов не смогли назвать даже марку машины, на которой якобы проходили стажировку.
О том, что подготовку водителей в автошколах надо серьезно улучшать, говорили Олег Меркушов, прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства; Игорь Веретенников, заместитель руководителя областного управления федеральной антимонопольной службы; Антон Богданов, заместитель директора областного департамента по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования.
А Надежда Соколова, начальник отдела защиты прав потребителей регионального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, возложила ответственность за положение дел не только на работников автошкол, но и… на самих курсантов.
Если жалоб от потребителей нет — нет и повода проверять работу автошколы, штрафовать или лишать лицензирования! По ее словам, учащиеся автошкол должны быть готовы к тому, что никто не гарантирует им получение водительских прав, а деньги они платят только за образовательные услуги. И если ничего от преподавателей и инструкторов не требовать, то получаится, что деньги просто выброшены на ветер.
Участники совещания решили создать рабочую группу, чтобы все желающие могли вносить предложения по совершенствованию образовательных программ в автошколах. А Геннадий Корепанов предложил работникам прокуратуры при малейших нареканиях выходить на проверки деятельности автошкол.
Но самыми строгими контролерами, способным разорвать этот замкнутый круг, должны стать будущие водители — если будут более требовательными к тому, чему и как их учат. Ездить-то им.
***
фото: