Cхватить на лету слово!
Выражения «играть словами» и «схватывать на лету» для дошколят, обучающихся грамоте в Тюменской библиотеке имени Пушкина, — не пустые звуки. В сентябре прошлого года здесь набрали экспериментальную группу из пяти-шестилетних детей.
Уникальная технология обучения раннему чтению, разработанная педагогом из Санкт-Петербурга Николаем Зайцевым, стала известна в России в 90-х годах прошлого века. Особенность системы в том, что ее может взять на вооружение не только профессиональный педагог, но и родитель. Главное — неукоснительно соблюдать принципы, рекомендованные автором: от общего к частному, конкретность, наглядность, системность и индивидуальный подход. В школах при переполненных классах обеспечить первоклашкам все это сразу — невозможно. Но если на попечении учителя не переполненный класс, а группа меньше десяти человек, то обучение превращается в увлекательную игру. Тем более что она основана на известной игре в кубики.
— Когда ребятишки собирают кубики со слогами, они схватывают все слово целиком, — говорит руководитель кружка Гульназ Жолтикова. — На обычном уроке чтения или чистописания увидеть, почувствовать и даже подержать в руках слово никак не получится. А в кубиках Зайцева каждый слог и буква имеют свой объем (большой и поменьше), вес (тяжелые и легкие), цвет (золотистый или черный) и даже звук (глухой деревянный или звонкий металлический).
При таком объемном восприятии количество орфографических ошибок из-за того, что ребенок плохо расслышал звуки в слове — сокращается до минимума. Кроме того, малыш намного быстрее учится объединять слова — вначале в словосочетания, потом — в предложения. А к концу обучения семилетки могут легко писать рассказы из трех-пяти предложений.
… На выпускном занятии в библиотеке малыши мечтали о лете. И слова выбирали вкусные, сочные, цветущие, хотя и непростые — из нескольких слогов: малина, клубника, василек, ромашка, крыжовник.
Не все третьеклассники знают, как писать эти слова без ошибок. А будущие первоклассники справлялись с ними легко. И глаза у них при этой словесной игре так сияли!
Родители остались довольны результатом полугодовых занятий. Одно их беспокоит: как сохранить этот вкус к работе со словом и радость от прикосновения к родному языку?
***
фото: Соня Миропольцева читает слово на карточке;Кто быстрее соберет слово;Гульназ Жолтикова дает группе задание;Марк Закиров