Жизнь после детского дома
Если посмотреть на ребятишек, что воспитываются в тюменских детских домах, то они производят впечатление вполне обеспеченных.
Одеты лучше, чем многие, у которых есть родители. Детдома оборудованы всем, что необходимо: и игрушками, и книжками, и компьютерами, и DVD-проигрывателями. В театры и музеи воспитанники детских домов тоже попадают почаще многих других. Для них организуют благотворительные концерты. Все для того, чтобы хоть как-то смягчить тот факт, что у этих детей нет родных. А если и есть, то поддержки и внимания от них все равно не особенно дождешься.
И когда юный человек повзрослеет до 23-х лет, и государство перестанет нести за него ответственность — он останется наедине со своими проблемами и решениями. Потому так важно постараться быстрее научить его жить. То, что благополучные дети и подростки постигают постепенно (у них есть право на ошибку, родители в любом случае поддержат), детдомовские проходят по «сокращенной программе».
Об этом шла речь на вчерашнем заседании постоянной комиссии по социальной политике Тюменской городской Думы.
— В Тюмени работало три учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, — детский дом N 66, школа-интернат «Горизонт» и детский дом «Содружество», — рассказала Любовь Гнусарева, первый заместитель директора городского департамента образования. — В этом году «Содружество» перестало существовать: большинство детей либо достигли совершеннолетия, либо разобраны на воспитание тюменскими семьями. Оставшихся ребятишек перевели в детский дом N 66.
Сегодня в учреждениях живут 90 ребят. В этом году 16 из них оканчивают школу. Так что первостепенная задача воспитателей и психологов — помочь выпускникам сориентироваться в «большой жизни».
Первым делом — поступить в среднее специальное учебное заведение. На вузы детдомы не замахиваются. За последние годы только одна их выпускница поступила в ТюмГУ, где успешно учится. Остальных же при приближении ЕГЭ начинают водить по городским предприятиям, устраивают встречи с представителями разных профессий, тестируют, беседуют. Словом, помогают определиться с выбором дальнейшей деятельности.
Система хорошо отлажена, результаты неплохи.
— В период с 2009 года из детских домов выпустилось 111 человек, — говорит Любовь Гнусарева. — 51 человек закончил средние специальные учебные заведения, работают. 16 — решили получать второе образование, тоже среднее специальное. Остальные заняты другими видами деятельности… Говоря проще, многие девочки сейчас в декретных отпусках, а инвалиды (их воспитывает «Горизонт») не работают.
В целом, по словам Любови Александровны, бывшие детдомовцы чувствуют себя вполне нормально. Тем более что они часто оказываются даже более приспособленными к жизни, чем другие. Это в общеобразовательных школах на уроках технологии мальчиков учат программированию, а девочек, в лучшем случае, шитью. Детдомовские проходят, по словам Гнусаревой, более суровую школу: они умеют вести домашнее хозяйство, благоустраивать территорию, штукатурить стены, разбираются в сантехнике…
Однако депутаты привыкли задавать вопросы конкретные: не столько о душевном комфорте детдомовского выпускника в обществе, сколько о том, с чем же он выходит в большую жизнь.
Любовь Александровна объяснила, что при выпуске человеку положено все необходимое: одежда (на все сезоны), посуда, устройство в общежитии при среднем специальном учебном заведении и… 500 рублей подъемных.
Депутаты ахнули: разве 500 рублей — это деньги? Как на них можно прожить дольше пары дней? Любовь Гнусарева уточнила, что ссузы выплачивают учащимся стипендию, на которую те и живут, пока не начнут работать. Депутаты с сомнением качали головами: на стипендию как жить?
Второй, еще более серьезный вопрос задала депутат Альбина Селезнева.
— Если я правильно поняла, то у одних выпускников детдома есть закрепленное за ними жилье, а у других его нет. Где же человек будет жить?
Любовь Александровна ответила, что такие молодые люди стоят на учете на получение жилья. За последние два года 15 человек получили квартиры или комнаты в общежитиях. Однако 44 все еще ждут своей очереди.
— Такую квартиру можно ждать и десять лет! — парировала Селезнева. — А человеку за это время стукнет 23 года, и государство снимет с себя обязательства, перестанет о нем заботиться. Что тогда?
Власти стараются обеспечить сирот жильем — ответ такой.
То есть, выпускнику детского дома приходится использовать все полученные знания и умения, чтобы зарабатывать на аренду квартиры. Как, впрочем, и всем остальным молодым людям, которым родители не могут помочь с жильем.