Нашла могилу отца в Сухой Ниве…
Зина была совсем маленькой, когда ее отец ушел на фронт. Прошло несколько месяцев, и мать получила похоронку…
Дочь почти ничего не знала об отце, но уже в зрелом возрасте задумалась: почему нет его фамилии ни на одном мемориале, даже в родной деревне? Несколько лет провела Зинаида Ильинична в архивах, отыскала подколотую в личное дело похоронку и выяснила: Илья Александрович погиб в 1941 году в кровопролитных боях близ деревни Сухая Нива.
Что же было дальше?
Вот что пишет в своих воспоминаниях Зинаида Ильинична ЧЕРЕШНЕВА:
«Мои родители, Вшивцев Илья Александрович, 1907 года рождения, и мама, Зоя Дмитриевна, 1916 года рождения, жили в селе Емуртла Упоровского района. Держали подсобное хозяйство, работали от зари до зари. Папа был бригадиром тракторной бригады. Огромные поля засевали пшеницей, рожью, горохом, гречихой, льном.
Только начали поднимать сельское хозяйство, как наступила война. Отец ушел на фронт…
Ожесточенные бои шли возле деревни Сухая Нива Валдайского района Новгородской области. То были болотистые, почти непроходимые леса… Деревня несколько раз переходила то к фашистам, то к советским солдатам. Фашисты сожгли все дома, жителям пришлось прятаться в погребах и землянках.
Рассказывала мне об этом жительница деревни Валентина Михайловна Проскандеева. В 1941 году ей было девять лет. Она вспоминала, как бомбили деревню, как видела смерть, голод своими глазами. Отец ее погиб, а брат пропал без вести.
Здесь же, в этой ужасной бойне, погиб и мой отец, Илья Александрович… Навестила я место гибели отца, познакомилась с добрыми людьми, которые живут здесь, уже в двухтысячные годы, после нескольких лет поисков в архивах.
Решилась поехать в Сухую Ниву в 2008 году на 9-е Мая. Никто меня там не ждал, не встречал. Приехала, встала на краю деревни и думаю: и куда же мне пойти? Увидела женщину — разговорились, познакомились. Оказалось, это местный библиотекарь Нина Рыбкина, и она уже несколько лет ухаживает за мемориалом в честь погибших воинов, который установлен в деревне.
— Остановитесь у нас, — сказала мне тогда Нина Валентиновна. Так и завязалась наша дружба с нею и ее мамой, Валентиной Михайловной.
А в 2010 году в Сухой Ниве было перезахоронение останков солдат. И я снова приехала по приглашению поисковиков из города Коломна. Поисковые работы близ деревни вели отряды «Торнадо», «Надежда» и «Суворов». Вместе с местной администрацией они проделали трудную работу, чтобы перезахоронить 52 гроба с останками солдат. Народу собралось очень много: приехали родственники погибших воинов из Челябинска, Тюмени и других городов. Горели свечи, было отпевание… Мы проходили вокруг и, как принято при прощании, бросали в могилы по горстке земли…
Бывать на мемориале каждый год, увы, не удается. Но я знаю, что в Сухой Ниве есть люди, которые заботятся о памяти фронтовиков. Главное, что я нашла своего отца, что имя его не будет забыто. На сердце моем стало спокойнее. Считаю, что я выполнила свой дочерний долг.
… В этом году Зинаида Ильинична не смогла поехать в Сухую Ниву. И она хотела бы, чтобы ее благодарностью поисковикам, библиотекарю Нине Рыбкиной и всем людям, которые помогли ей найти отца и сохранить память о нем, были эти строки в газете.
***
фото: Зинаида Черешнева у мемориала