X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Здесь Россия впадает в Сибирь

Сибирский тракт. Проложен в первой половине XIX века.

Антон Чехов назвал Сибирский тракт «самой большой и, кажется, самой безобразной дорогой в мире». Нам бы хотелось назвать ее еще и самой исторически важной из сухопутных дорог России.

Тракт называли также Московским, Московско-Сибирским, Великим, Большим и даже Осьмой государственной дорогой. Словом, маршрутом из европейской части России через Сибирь к границам Китая.

Если обратиться к предыстории, то начнем с того, что в 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям двух стран. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между ними. 12 (22) ноября 1689 г. вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью. Однако на протяжении 41 года (!) это решение оставалось лишь на бумаге.

Обустройство Сибирского тракта началось в 1730 году, а завершено в первой половине XIX века.

Его обставили верстовыми столбами, окопали кюветами, при Екатерине II обочины с обеих сторон засадили березами. За посадками обязали ухаживать жителей ближних деревень, а за порчу или уничтожение посадок наказывали.

Через каждые 25-30 верст на тракте построили станции (их в Сибири называли станками), где находились дом смотрителя, дома для отдыха проезжающих и ямщиков, амбары и сеновалы для хранения корма, конюшни.

Лошадей на станции проезжающим запрягали «по чину» — строго расписанному царскому регламенту. Людям простого звания, купцам и титулярным советникам полагалось запрягать в экипаж не более знаменитой тройки лошадей, генерал-майорам и действительным статским советникам — по десять лошадей, генерал-лейтенантам — по двенадцать, а уж генерал-фельдмаршалу — 20 лошадей.

Ямщики в то время — настоящая каста, живущая по своим законам. Близ городов они строили дома, постепенно превращавшиеся в деревни. А Великий тракт знали досконально — каждую кочку.

Сибирский тракт входил в Тюмень с юго-запада, но на территории города немного менял свое направление: проходил по улице Московской и выходил на Сибирский тракт — это уже была окраина Тюмени…

От улицы Московской на современной карте Тюмени остался только кусочек, до следственного изолятора. Дальше бывшая Московская теперь — улица Орджоникидзе, а Сибирский тракт — главная улица нашего города.

Виктория Ющенко

… Мы стоим на улице Московской, обозначенной еще на карте Тюмени 1897 года. Там — четкая прямая линия, не пересеченная зданиями СИЗО и ИТК-1. Сам тюремный замок на карте есть, но значительно скромнее сегодняшних.

Улицу Московскую найти не так уж легко. Она представляет собой маленький, изрядно заросший весенней травой «хвостик» былого пространства. Несколько деревянных домишек, утопающих в зелени и белом цвету яблонь. Вдали — серая тюремная стена со спиралью Бруно поверху. А рядом еще незаселенные многоэтажки. Изношенный асфальт дороги.

Согласно старой карте, Московская улица упирается прямо в Сибирский тракт, а значит, именно по ней ехали в Тюмень повозки, запряженные лошадьми, везли людей. Можно предположить, что многих из них довозили сначала лишь до тюремного замка, а затем — дальше, по Сибирскому тракту, в ссылку, на каторгу. Но были, конечно, и те, что приезжали в город по другим причинам, например, торговать на Ярмарочной площади, улица Московская, фактически составляла восточную границу этой площади.

… Велик Сибирский тракт, но этот путь для многих стал дорогой скорби. Спешащие по своим делам нынешние тюменцы торопливо переходят улицу Республики в районе ее пересечения с улицей Орджоникидзе — в том самом месте, которое в XIX веке и было выходом из города и продолжением Сибирского тракта, тянущегося до Китайской границы. Именно здесь лежала городская черта. И здесь же было место прощания. Жены ссыльных и каторжных нередко отправлялись в Сибирь за своими мужьями, везли с собой ребятишек. Сиропитательное заведение Семена Трусова (известно сегодня как церковь Симеона Богоприимца), что стояло на выходе из города, регулярно пополнялось детьми «от ноля» до 15 лет, которых женам ссыльных приходилось оставлять в Тюмени, иначе детям вряд ли удалось бы выжить.

… Велик Сибирский тракт, он же — великий чайный путь. Речь — о той части длинной дороги, что соединяет Сибирь и Китай, и по которой в Россию караванами поступали товары. В первую очередь, чай, которым торговали многие тюменские купцы, в частности, Колокольниковы.

Тракт был преддверием глобальных перемен: уже в конце XIX века он не мог удовлетворить транспортных потребностей российской экономики.

Тогда началось сооружение железнодорожной Транссибирской магистрали.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта