Слезы и радости «Марии»
Отделение срочной социальной помощи семье и детям центра «Мария» в апреле переехало на Мыс в отремонтированное здание бывшего детдома «Содружество» (ул. Ермака, 1-а).
Внутри пока тихо: специалисты к работе приступили, а вот клиенты еще не все добрались до Мыса.
Я говорю: все-таки Мыс в представлении многих тюменцев — окраина. Но Наталья Южакова, заведующая отделением, не соглашается.
— Пока не все знают о переезде, да и прием еще ведется и на старом месте. Ездили же к нам на Широтную со всех концов города, вот и сюда, поверьте, будут ездить, — уверяет она. — Когда я пришла работать в центр, не могла поверить, что телефон здесь просто не умолкает! Наше отделение — первая инстанция центра. Люди приходят со своими проблемами к нам, и мы вместе решаем, что делать дальше…
Нет, не волшебники работают в центре «Мария», и они не всесильны. И получается, что кто-то уходит отсюда обиженным: не хватило путевки в детский лагерь, материальную помощь во второй раз не выдали, да и социальных пакетов с продуктами не так много, как хотелось бы. А главное — для всего нужны соответствующие документы.
— Да, обижаются, но, поймите, мы не хотим воспитывать потребителей! Многие, однажды получив помощь, думают, что теперь «Мария» обязана их содержать все время — приходят, требуют, даже устраивают истерики, не хотят ничего делать сами, — Наталья Владимировна расстроенно разводит руками.
Она вспоминает одну из множества историй: женщина пришла сюда с угрозой: «Если не сделаете, о чем прошу — подожгу себя!»
— Крики, ругань, и все это среди детей в стационарном отделении. Я сначала растерялась, потом взяла себя в руки и вывела ее на улицу. Когда мы остались наедине — поговорили. Она ушла, вроде бы успокоившись, а я вернулась в кабинет с трясущимися руками…
Главный принцип социальных работников — «я не сделаю за вас, я могу вам только помочь». Помочь найти работу, оформить справки и иные документы, справиться с психологическими проблемами…
Правда, иногда молодые специалисты не выдерживают и от принципа отступают: собирают свои деньги, покупают продукты, подарки для детей…
— Девочки наши как наслушаются грустных житейских историй — плачут. Недавно одной посетительнице собрали денег на еду, а теперь она приходит уже с требованиями… Была у нас работница Вера Дубинина, сейчас на пенсии, а раньше, помню, купит себе пакет продуктов — половину клиентам раздаст. Мол, «я ведь себе еще купить могу». Она всегда чувствовала, кто к этому отнесется потребительски, а кто скажет искреннее спасибо…
Таких, кто говорит спасибо, в центре помнят. Помнят, потому что их не много, но ради них хочется работать.
— А еще переполняет энтузиазм, когда добьешься конкретного результата: устроишь маму на работу, оформишь ребенку гражданство… У нас иногда в кабинетах слышны крики: «Ура! Паспорт сделали!» — улыбается Екатерина Ноговицына, специалист по социальной работе. — Мы поможем сделать первый шаг, а дальше все зависит только от них, тех, кто к нам приходит.
— Если такая временная помощь пробуждает в людях потребительские чувства, нужна ли она? — спрашиваю я у Натальи Южаковой.
— Помощь нужна! Для многих это — как соломинка, за которую можно ухватиться, — соглашается Наталья Владимировна со словами Екатерины. — Как избавиться от потребительского поведения? Сложный вопрос…
Наталья Владимировна вспоминает, как недавно в центр обратились за помощью не для себя, а для своих соседей: из-за пожара большая семья осталась без крова и имущества. Горожане собрали для погорельцев мебель, бытовую технику, одежду.
— Они нас так благодарили! А благодарить-то надо соседку, что обратилась за помощью, и других людей, что откликнулись…
Добровольческая помощь существует в центре «Мария» постоянно: люди несут ненужную одежду в социальную лавку, подарки детям из стационара; волонтеры устраивают для детей праздники; организации дарят технику, книги, предоставляют транспорт, чтобы возить ребятишек в город…
— Недавно приходила женщина, принесла пакет белья, специально для наших деток закупила оптом на базе. Студенты на перемене собрали книги и игрушки — тоже принесли. А одежды в социальной лавке никогда много не бывает, — говорит Наталья Южакова. — Иногда приходят люди и хотят помочь какой-нибудь конкретной семье или ребенку… Наверное, это «теория малых дел»: помоги, чем можешь хотя бы кому-то одному. Другой увидит и тоже кому-то поможет. А если каждый будет способен на такое, то доброты и тепла хватит на всех, кто в них нуждается!