Татарские напевы и куреш в «Прибое»
Удивительно, откуда бы взяться аромату знойного полдня и свежескошенного сена в спортивном комплексе «Прибой»?
Но именно там в воскресенье я вдруг почувствовала этот знакомый с детства запах. И вспомнила, как приезжала на все лето в деревню к дяде и тете — под Казань. Самым ожидаемым событием каникул для меня становился поход в соседнюю деревню. Местная ребятня инструктировала приезжих мальчишек и девчонок заранее — выдвигаться в дорогу следовало всем вместе, чтобы младшие не заблудились. И ранним утром — чтобы успеть занять удобные места, на верхушках стогов сена. Оттуда виднее всего было, как на большом зеленом поле разворачивают белый шатер, где можно спрятаться от зноя, попробовать только что испеченных ичпечмеков и выпить горячего чая (взрослые подолгу убеждали детей, что он намного лучше утоляет жажду, чем колодезная вода). Мы не верили, жевали ичпечмеки всухомятку и пялились на взмыленных коней, которые неслись по краю поля, подгоняемые всадниками.
— Вот так и Чингисхан, наверное, скакал, — со знанием дела говорил Сашка. Он был старше нас всех и уже проходил Чингисхана в школе на уроках истории.
Мы о человеке с труднопроизносимым именем тогда ничего не слышали, нам просто было интересно наблюдать за скачками, а еще — за необычной борьбой. Двое мужчин выходили в центр расстеленного на земле ковра и накидывали друг на друга длинные белые полотенца. Зрители дружно вопили, пока кто-нибудь из борцов не подкидывал другого над головой. К победителю торжественно выводили барана — в подарок. Все это был Сабантуй…
Организаторы из конгресса татар в Тюменской области попытались воссоздать атмосферу этого праздника в «Прибое». Артисты пели, играли на национальных инструментах, а танцевальный ансамбль даже инсценировал полевые работы.
— Это потому что Сабантуй принято проводить после того, как собран весь урожай, — говорит председатель конгресса татар Ринат Насыров.
В мае урожай собирать, вообще-то, еще рано. Зато проводить открытое первенство по борьбе на поясах куреш — самое время. И если сено в «Прибое» собирали понарошку, то боролись по-настоящему.
В соревнованиях приняли участие больше тридцати борцов 1993-1995 годов рождения из спортивных школ поселков Антипино, Юрты Андреевские, Винзили, СК «Прибой», СК «Дорожник» и Центра татарской культуры.
В последнем секцию куреша вот уже несколько лет ведет мастер спорта, чемпион России Абдулхак Минибаев. Признается, что среди его воспитанников почти нет… татар.
— Исторически все виды современной борьбы брали свои истоки от тюркской борьбы на поясах, — рассказывает он. — А сейчас наблюдается другой процесс: в куреш приходят спортсмены, которые начали свою карьеру, скажем, в греко-римской борьбе или дзюдо…
А там очень много азербайджанцев, грузин, армян, чеченцев и, конечно, русских. Вот и на соревнованиях их было большинство. А татарскую часть юных атлетов представляли ребята из поселка Юрты Андреевские. Например, Айрат Арипов и Идияс Мавлитов. В этот раз Айрат занял второе место, а Идияс — третье. Они не расстроились, сказали, что их соперниками оказались достойные спортсмены и научили их новому.
— Да, нашим спортсменам еще есть чему поучиться, — говорит Ринат Насыров. — Однако и достижений у них уже не мало. Несколько лет подряд наши тюменские борцы куреш занимали призовые места на российских соревнованиях.
По словам Рината Насырова, не исключено, что в следующий раз посланцы нашей области попытают счастья на Всемирной Универсиаде. С 2013 года татарская национальная борьба на поясах официально включена в ее программу.
— Век спортсмена в вольной борьбе и дзюдо не очень долог, — добавил Ринат Хамзиевич. — А заниматься курешем можно до самой старости — чтобы поддержать хорошую физическую форму и выполнить те нормативы, которых не успел достичь во время занятий классическими видами борьбы.
… Наш разговор прерывают крики болельщиков на разных языках. В финальной схватке сошлись Эдмон Гюрджоян и Севери Тохосошвили. Севери — с зеленым поясом, Эдмон — с красным. Кстати, только во время первого раунда спортсмены с поясами. Борцы удобно перехватывают их руками ближе к концам и накидывают на поясницу друг другу. Если спустя две минуты никто из противников не смог одолеть другого, то судьи повязывают пояса на спортсменов. И они уже оказываются в поясах!
— Так легче выполнить бросок, — делиться познаниями в куреше Азалия Халитова, которая сидит рядом и внимательно следит за поединком.
Сама она занимается вольной борьбой, но с удовольствием выступила бы и в таких соревнованиях. Однако тренер не пускает. Бороться на поясах разрешается только мужчинам. Не женское это дело.
— Раньше победа в куреше возводила мальчика в статус мужчины, — рассказывает Ринат Насыров. — Победителя называют батыром. Слово это имеет много переводов: мужчина, смелый, сильный…
У женщины же в куреше совсем другое предназначение. Раньше матери, невесты и жены вышивали для своих будущих батыров красивые пояса — хушаки. По оригинальным вышивкам судьи и отличали борцов. Правда, сейчас с этим стало попроще. Вышивка не обязательна, главное, чтобы пояса были разного цвета.
… Тем временем Эдмон оторвал своего противника от ковра (условие победы — чтобы обе ноги соперника оказались в воздухе) и бросил его. Победа! Эдмон Гюрджоян занял первое место в весовой категории 60 кг. В категории 55 кг победителем стал Имамутдин Салихов.
Медаль на его шею надевала Гульфруз Абдуллина — мама Героя России Раушана Абдуллина, который погиб в Южной Осетии в 2008 году. В то время ему было чуть больше, чем мальчишкам, которые стоят теперь на пьедестале почета перед Гульфруз Сергеевной. Она подолгу смотрит им в глаза и украдкой утирает слезу.
Члены конгресса татар приняли решение посвятить все соревнования по национальной борьбе на поясах своему героическому земляку Раушану. В этом году первенство его имени проходило уже во второй раз… Будь он жив, составил бы достойную конкуренцию участникам. Мама говорит, что ее 20-летний Герой России с детства увлекался спортом, а куреш любил особенно.
***
фото: В бою сошлись Иван Тупичко и Дмитрий Агарков;«Физкульт-привет!»;Кто кого;Гульфруз Абдуллина;И танцы, и уборка урожая