Имена ушедших навсегда
Каждый день начальник экспозиции культурного центра УМВД России по Тюменской области, подполковник в отставке Виктор Рычков с нетерпением ждет телефонных звонков и писем от совершенно не знакомых ему людей.
— Найти родственников милиционеров, которые погибли в далекие сороковые годы, очень трудно, — говорит Виктор Николаевич. — Кто-то переехал в другой город, а то и страну, кто-то поменял фамилию… Поэтому мы возлагаем большую надежду на то, что родственники сами выйдут с нами на связь, узнав о нашем проекте.
Над этим проектом Виктор Николаевич работает уже три года. По архивным документам восстанавливает имена тюменских сотрудников милиции, которые погибли во время Великой Отечественной войны. И вписывает в историю имена тех, которых не стало совсем недавно — при исполнении служебного долга.
Их фамилии и инициалы отлиты теперь на мемориальных плитах монумента Памяти погибшим сотрудникам внутренних дел, который установлен у здания областного УМВД. Имена занесены сюда сплошным списком, без дат. Потому что у подвига нет сроков давности, говорит Виктор Рычков.
А вот документы, которые хранят информацию об этом подвиге, наоборот, — не вечны. Да еще имеют обыкновение теряться.
— Особая сложность поисков заключается в том, что до 1944-го года все кадровые документы тюменской милиции стекались в омское ведомство, — рассказывает Виктор Николаевич. — Поэтому личные дела многих тюменских сотрудников внутренних дел, которые ушли на фронт, приходилось искать в омском УМВД и местных военкоматах.
В нашем же городе помогать начальнику экспозиции взялись сотрудники отдела специальных фондов и реабилитации жертв политических репрессий информационного центра УМВД по Тюменской области. Они поднимали совсем старые личные дела сотрудников, в большинстве из которых была надпись: «Ушел на фронт добровольно».
— Сотрудникам милиции было не обязательно идти на войну, — говорит Рычков. — Но они считали это своим долгом. Очень многие так и не вернулись…
Виталий Рычков протягивает мне небольшой буклет. В нем — адреса могил тюменских милиционеров, ушедших на фронт в начале сороковых. Республика Карелия, Полтавская область, Новгородская, Тверская, Орловская, Вологодская, Смоленская… Есть среди погибших и те, чьи могилы никогда не смогут навестить родственники. Потому что места их захоронения до сих пор не установлены.
— Поэтому и важно увековечить их имена здесь, — говорит Виктор Николаевич, — чтобы их внуки и правнуки всегда могли прийти, принести цветы, положить на плиту руку…
А может быть, зайти и к Виктору Рычкову, чтобы рассказать ему о своем деде или прадеде.
— Ведь информации у нас не так много: где родился, когда был призван, где и когда погиб, — разводит руками начальник экспозиции. — Даже фотографии не всех милиционеров есть, а очень хотелось бы знать о своих героях как можно больше!
Вот поэтому Рычков и ждет с нетерпением звонков от тех, кто случайно пройдет мимо мемориала и найдет на нем родную фамилию.
Сейчас на мемориальных плитах — 89 фамилий. Есть среди них и те, которые не надо было искать в архивах, которые свежи в памяти до сих пор…
— Мне пришлось вписывать сюда имя своего товарища — Вадима Колпащикова, который погиб, исполняя служебный долг…
А в прошлом году на плите появилось имя майора милиции Тимура Мухутдинова, который погиб 23 октября 2010 года в городе Хасавьюрт, преградив дорогу «уазику», начиненному взрывчаткой. В прошлую субботу его матери — Нине Павловне — вручили медаль Героя Российской Федерации. Для сына, которого уже нет.
Нет теперь и еще двух тюменских полицейских — 39-летнего майора Александра Лихачева и 25-летнего старшего лейтенанта Давида Дружченко. Они погибли в Махачкале в результате теракта 3 мая этого года.
— Мы всегда расходимся отсюда с пожеланием друг другу — чтобы больше не пришлось здесь ничего писать, — говорит пресс-секретарь УМВД России по Тюменской области Анна Кириллова. — Но пока, увы…
***
фото: 5 мая у монумента Памяти погибшим сотрудникам органов внутренних дел.