Как читал Сальвадор Дали
Мы уже не стали задаваться вопросами: «Это настоящий Дали? Не копии?» Вероятно, успели привыкнуть к тому, что в нашем городе может появиться все, что угодно.
Так вот, экспозиция «Сальвадор Дали. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте» — это подлинники, хотя и существующие не в единственном экземпляре. Это гравюры, выполненные в сложнейшей технике ксилографии.
В российских музеях нет ни одной гравюры из этой серии, так что выставка, что работает в музее ИЗО, — редкая возможность увидеть иллюстрации Дали в России. Те, что представлены в Тюмени, вообще-то хранятся в собраниях немецких коллекционеров. Последние разрешили использовать свои сокровища в грандиозном проекте, который охватывает 15 городов России. В течение двух лет выставка путешествует по стране.
… За свою жизнь Дали проиллюстрировал более двух десятков произведений, среди которых «Кармен» Мериме, «Фауст» Гете, «Старик и море» Хемингуэя. Однако исследователи его творчества считают сюрреалистическую интерпретацию поэмы Данте одной из лучших раб от художник а в книжной графике.
Об этом же говорили на открытии выставки. Тюменские искусствоведы считают, что серию работ Дали можно с полным правом назвать самостоятельным произведением, а не просто собранием иллюстраций к «Божественной комедии». Как сказала Наталья Паромова, Дали прочел Данте так, как никто до него. И никто — после него.
… Появлением этих иллюстраций мы обязаны итальянскому правительству. В 1951 году в стране отмечали 700 лет со дня рождения Данте, и власти решили заказать такую серию к новому изданию «Божественной комедии» одному из самых скандальных и известных мастеров ХХ века — Сальвадору Дали. Вскоре чиновники подумали, что погорячились: зачем им в книге государственной важности на значимом юбилее иллюстрации сюрреалиста? Заказ отменили, но Дали уже увлекся работой.
— Как настоящий художник, он не мог остановиться, — сказала Наталья Паромова. — И работал над проектом девять лет.
По рассказам искусствоведов, сначала Дали создал по одной акварели к каждой тысяче строк поэмы. Всего получилось сто иллюстраций. Тогда проектом заинтересовались французы. Издатель Жозеф Форе захотел, чтобы эта серия была воплощена в графике. Каждую гравюру (повторяющую акварель) создали в количестве пяти тысяч экземпляров. Для этого использовали ксилографию, технику оттиска с помощью деревянных досок. До сих пор считается, что такие гравюры обладают цветом, максимально приближающим графику к живописи. Передать все оттенки удалось с помощью трех с половиной тысяч досок (именно столько понадобилось для ста гравюр). Доски после работы сожгли, чтобы больше никто не смог сделать оригинальный оттиск.
Судьба же акварелей, с которых Дали начинал работу, неизвестна — они до сих пор считаются бесследно пропавшими.
… Выставка, что приехала в Тюмень, оформлена лаконично, со вкусом. Каждая гравюра начинается с названия, далее — картина и внизу — отрывок из текста Данте. Без него современным зрителям не обойтись. Во-первых, мало кто из нас читал «Божественную комедию» целиком, во-вторых, понять, какой из рисунков относится к тому или иному фрагменту, непросто. Дали и правда прочел произведение Данте очень своеобразно — как все, что он делал. Он совершенно по-своему интерпретирует текст, создает свой фантасмагорический мир.
Особенно впечатляет цикл, посвященный первой части «Божественной комедии» — «Ад». Он хотя и решен в светлых тонах, но множество деталей, тщательно прописанные образы наполнены страданием и ужасом. Иллюстрации к «Чистилищу» запоминаются сложностью, странностью сочетания красок. «Рай» наиболее лаконичен, образы просты, в этих иллюстрациях на листе остается достаточно простора, воздуха. В рисунках к третьей части поэмы Дали чаще обращается к библейским мотивам.
С налету экспозицию «не переварить». Даже журналисты, которые привыкли работать быстро, ходили по залу кругами, то и дело возвращаясь к уже просмотренным рисункам. Они пытались вникнуть в систему образов Дали. И кажется, при должном старании это получалось.
… Выставка продлится до середины июня. Потом иллюстрации вновь упакуют и отправят в Екатеринбург, затем — в Уфу, Пермь и другие города. Однако посмотреть на работы Дали удастся не всем: музейный комплекс имени Ивана Словцова счел необходимым ввести ограничения по возрасту — до 16 лет. Все-таки Дали — провокатор, откровенный и даже шокирующий.
***
фото: Первые зрители провели на выставке не менее часа – столько времени требуется, чтобы как следует рассмотреть работы.;Первые зрители провели на выставке не менее часа – столько времени требуется, чтобы как следует рассмотреть работы.