Марка – маленький солдат
Ко Дню Победы в Тюмени открылись две выставки марок и почтовых документов, посвященных Великой Отечественной войне.
Первая — на почтамте, вторая — в специализированном магазине «Филателист». На стендах магазина (он находится на улице Республики, 144) — раритеты из частных коллекций тюменских собирателей: негашеные, будто вчера напечатанные марки с изображениями полководцев, символами городов-героев, сценами парадов. Большинство выпущено в 60-70-е годы, много экземпляров датировано 1995-м, когда страна праздновала юбилей Победы.
Андрей Торбин, продавец магазина «Филателист», как раз называет самой ценной марку 1995 года с изображением маршала Жукова на коне. Причем ценность для коллекционера не определяется денежной суммой, за которую ту или иную марку можно купить или продать.
— Почтовые знаки, посвященные Великой Отечественной, начали печатать с самого ее начала, — говорит Андрей Владимирович. — Блеклая голубая марочка 1941 года «Народное ополчение» номиналом 30 копеек стоит сейчас 16 тысяч рублей — это несравнимо с ценами на некоторые эксклюзивы, за которые просят до миллиона долларов. Военные марки дешевы, потому что их выпускали большими тиражами, и то же «Народное ополчение» наверняка есть и у тюменских коллекционеров.
Важнее другое — то, что каждая марка — это своеобразный ключ, открывающий дверь к огромному информационному полю, к подлинной истории.
По мнению коллекционера, марки служат отправной точкой для образования детей. Школьники не могут позволить себе дорогие марки. А массовые, широко распространенные знаки, в том числе посвященные Великой Отечественной войне, дают им эмоциональный толчок, направляют процесс познания.
Андрей Владимирович рассказывает, что в числе его постоянных покупателей — семья с двумя сыновьями, которая изучила всю историю одной из войн ХVIII века, начав с марок. По его мнению, почтовые знаки, посвященные Великой Отечественной, должны издаваться миллионными тиражами, быть доступными, чтобы дети через них приобщались к этому наиважнейшему пласту информации.
Хотя он отмечает, что за последние пять-шесть лет «победные» марки стали однообразными и бедно сделанными. В серии, посвященной великим сражениям, например, все изображения одинаковы, меняется только подпись с названием битвы. «Оружие Победы» не сравнить с литографскими портретами полководцев на марках 70-х годов… И все равно для детей это отличная возможность развить кругозор и научиться с уважением относиться к подвигу своих дедов и прадедов.
***
фото: Андрей Торбин и молодые филателисты Саша и Владик Кононовы;Современные марки из серии «Оружие Победы»