X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Санитары Гагаринской рощи

Владимир Зюсько каждый день приезжает в парк Гагарина на тренировку, захватив с собой несколько пластиковых пакетов.

Спорт и катание на велосипеде по парку он и его товарищи из спортивного клуба «Вега» сочетают с субботниками. Для них собрать по дороге десяток-другой пластиковых бутылок, бумагу, жестянки от энергетика — обычное дело.

Горожанам, которые приезжают сюда в редкие выходные подышать свежим воздухом, с виду роща кажется вполне ухоженной. Но у Зюсько и компании есть преимущество — длительное многолетнее наблюдение. И, как следствие, — повод для беспокойства.

Мы проходим вглубь парка. Владимир Александрович ведет рядом велосипед. За десятки лет он выучил здесь каждое дерево, каждую тропинку.

Останавливаемся возле небольшой площадки для отдыха. Все урны вокруг полны бутылок.

— Это я вчера сложил — валялись вокруг, — говорит Зюсько. — Эх, мало сегодня пакетов захватил! Так бы вытащили все в баки (они стоят возле забора на входе).

Чуть дальше, за зарослями кустарника, находим кучу жестяных банок от энергетического напитка. Кстати, в прошлом году, когда в парке проводил субботник клуб закаливания «Кристалл», один из «моржей» — Сергей Аргунов поделился с нами любопытным фактом. В энергетике содержится наркотическое вещество. Доказано, что муравьи, которые попробуют этот напиток, полностью теряют социальные связи с обитателями муравейника: перестают делать работу, за которую отвечают, и через какое-то время умирают от голода.

Вот так: оказывается, что мусор, который мы оставляем в лесу, не просто портит живописную картину природы и осложняет без того напряженную пожароопасную обстановку, но и напрямую приводит к гибели фауны.

Кстати, о пожарах.

— Вы посмотрите вокруг. Огромное количество березового валежника! Сейчас такое опасное время. Эта березовая кора… Да она же вспыхнет в один момент! А поблизости нет ни водоема, ни одной емкости с водой, — говорит Зюсько.

Десятки раз добровольным защитникам рощи приходилось тушить пожары подручными средствами — затаптывать, захлопывать куртками. Только увидели дымок — сразу сюда.

Нынче ни от кого не дождавшись помощи, мужчины сами занялись профилактикой пожаров. Распилили сухие березовые ветки и сложили их в несколько больших куч. Но как теперь вывозить? Не знают.

— Техники у пенсионеров нет. Если бы эти чурбаки можно было на растопку использовать, еще бы что-то придумали. Но это же труха! — говорит Зюсько.

Галина Безбородова

Отвлекаясь, он задирает голову вверх, слушает: дятел. Видно, что пенсионер действительно всей душой привязан к парку, болеет за его сохранность.

— Это лучший уголок в городе! Мысовчане живут этим местом, дышат им. Его нельзя погубить! Мы уже много лет боремся за рощу. Была утопическая идея устроить на ее месте дендропарк. Приезжали к нам профессора с бородками, рассказывали, как все будет замечательно, когда тут лиственницы посадят. А у нас был простой вопрос. Зачем срубать одни деревья — взрослые, здоровые, и на их месте высаживать новые?

Владимир Александрович уточняет, что на его памяти за рощу отвечали несколько ведомств: городской комитет по экологии, Леспаркхоз, сейчас вот — областной департамент недропользования и экологии. Но с приходом в парк серьезной областной структуры порядка больше не стало.

На каждой пресс-конференции руководители департамента отчитываются, что ежегодно на очистку от мусора памятников природы Гагаринская роща и лесопарк Затюменский выделяются определенные суммы денег. У деревьев в придорожной полосе убирают сухие сучья.

Но складывается ощущение, что дальше придорожной полосы никто не заходит. Нет лесника, который бы постоянно находился в парке и следил за порядком. Вместо этого охрану поручили частному предприятию.

Активисты из поселка Мыс несколько раз обращались в департамент, чтобы им дали полномочия общественной охраны парка, и ничего за это не просили. Но идея не нашла поддержки. Не удалось получить и ранцевые огнетушители, чтобы оперативно реагировать при возгораниях травы и сухостоя.

Возможно, департамент не вправе наделять кого-то подобными полномочиями и выдавать технические средства. Но наверняка есть и другие способы, чтобы поддержать неуемную созидательную энергию добровольцев из поселка Мыс.

***
фото: Владимир Зюсько в Гагаринской роще;После выходных.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта