Физика и физкультура — одного корня
Дмитрий Коляденко, молодой учитель физики 16-й тюменской гимназии, стал одним из победителей конкурса «Педагог года-2012».
Какой же он — тот, кто назван авторитетным жюри в числе лучших учителей Тюменской области.
Оказывается, на его уроках ученики читают художественные тексты и играют на гитаре… Но это не значит, что они не занимаются физикой! Такая необычная практика только помогает лучше усвоить сложный материал, считает Дмитрий Юрьевич.
На открытом уроке, который Коляденко провел для конкурса «Педагог года-2012», семиклассники читали отрывок из повести Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Помните, как с помощью содовой воды, оказавшейся на корабле Врунгеля, он выиграл регату? Ребята объяснили это с точки зрения физики: пробка вылетает из бутылки с содовой, потому что давление газа внутри бутылки больше, чем атмосферное давление.
Этот же вывод помог школьникам разгадать загадку, которую в самом начале урока загадал учитель: может ли сваренное очищенное яйцо провалиться в бутылку, чье горлышко меньше, чем диаметр яйца? Может! Ученики провели аналогию: как и у капитана Врунгеля, у них есть бутылка, а вместо пробки — яйцо. Правда, в их случае, наоборот, «пробка» должна не вылететь, а «влететь» внутрь. Значит, если снизить давление в бутылке — яйцо провалится. Провели эксперимент: поместили во всем известную стеклянную тару горящую бумагу. Часть нагретого воздуха вышла наружу, а потом яйцо, действительно, с хлопком провалилось в бутылку! Ребята ликовали. Повторять эксперимент можно дома.
— Вот так через сомнения мы идем к знаниям, — говорит Дмитрий Юрьевич.
Литературное произведение Коляденко использовал на уроке не впервые.
— Бывает, читаю что-то и помечаю, какой отрывок пригодится. Часто рассматриваем с точки зрения физики произведения научной фантастики. Иногда обращаюсь к находкам коллег, — говорит физик.
А с помощью гитары он проводит в девятом классе урок на тему «Звуковые волны».
— Сначала мы смотрим, как появляется звук. Ребята понимают, что для этого должен быть источник колебания. Ну, а потом, поем!
Последний раз на таком уроке Дмитрий Юрьевич спел песню «Паузы» Андрея Макаревича. Выбор пал на нее неспроста. Гитара — это ведь и способ общения.
— Тогда у меня были некоторые проблемы с ребятами. Они не слушали друг друга, порой не слушали меня. Можно, конечно, стукнуть кулаком по столу, но я это дело не очень люблю. Вот и решил спеть песню о том, что нужно слушать и слышать друг друга. Они поняли намек, задумались, — рассказывает молодой учитель.
Песни под гитару со своим классом Дмитрий Юрьевич поет еще и в походах на природу. В этом учебном году осенью ходили к реке Пышме, недалеко от села Криводаново. Все как положено: костер, гитара, шашлыки.
— Я предложил ребятам такую идею — они сразу поддержали. В этом году даже подошли ко мне и сказали: мы обязательно должны пойти в поход! Это наш последний год такой командой — ребята после девятого класса разбегаются по разным специализациям.
В 16-й гимназии Коляденко преподает третий год. Правда, оказался там, еще будучи студентом — в роли тренера по кудо. Восточными единоборствами он занимается с детства.
Окончил университет (кафедру радиофизики физического факультета ТюмГУ) и стал учителем физики. А в этом году — еще и физкультуры. Физик, физрук и тренер по кудо — видимо, мужчины в школах востребованы.
Но как их привлечь? На этот вопрос Коляденко ответил на дискуссии с коллегами и журналистами — это еще один конкурсный этап.
— Педагогический труд для мужчины — это нормально! Но мужчины, прежде всего, думают о семье и о том, как ее обеспечить. Будет это — будет много мужчин в школах. Департамент образования помог мне с жильем, поэтому я могу остаться в школе и уже приступить к улучшению демографической ситуации в стране, — улыбаясь, сказал он.
Скоро Дмитрий Юрьевич собирается жениться — и тогда, кроме физики, физкультуры и походов с детьми, появится еще одна, очень важная часть жизни молодого учителя.
***
фото: Дмитрий Коляденко среди ребят