Добро одето в солнечные краски
— А мне можно к вам? — в музыкальный зал центра «Милосердие» заглядывает ушастый мальчуган.
— Конечно, можно! И друзей зови! — отвечают ему волонтеры движения «Подари ребенку праздник». В один из минувших выходных они приехали сюда, чтобы вместе с детьми раскрашивать пасхальные яйца.
Мальчишка побежал за другими, а волонтеры продолжают готовиться к занятию: достают краски, трафареты, считают кисточки — переживают: вдруг не хватит на всех. Воспитательница хлопотно бегает по залу: показывает, какие столы можно взять, и дает пару наставлений перед уходом. Вот только они вряд ли пригодятся: дети любят интересных гостей, и проблем обычно не возникает. Хотя сегодня руководитель выезда Физалия Самигуллина немного волнуется: в роли руководителя она впервые. Как назло, еще и журналисты присоединились.
— Вдруг не оправдаем ваших ожиданий? Вы не судите строго, мы просто делаем то, что можем! — говорит она.
Я объясняю Физалии, что мы никакие не арбитры. Да и разве судят добрые дела? Помощь детям — дело всеми одобряемое. И, оказывается, очень простое.
— Мне не сложно потратить утро одного выходного дня на то, чтобы съездить к ребятам, — говорит Ирина Белышева.
Ей четырнадцать лет. Она любит детей и не хочет проводить время без пользы.
— Ждала, что дети будут носиться, кричать. А они все спокойные, внимательно слушают, общаются с удовольствием — очень открытые. Когда раскрепостятся, начинают немножко балагурить, но это даже хорошо, значит, доверяют нам, — продолжает Ира. Сегодня она будет заниматься с самыми маленькими.
Когда все почти готово к занятию, в зал влетают смеющиеся дети. Кажется, они бежали наперегонки. За старшими плетутся малыши — тихие и стеснительные, даже улыбок на лицах нет. Когда Ира спрашивает, хотят ли они разукрашивать, стесняясь, смотрят в пол, но расплываются в улыбке и бормочут себе под нос: «хотим». А взявшись за кисточки, и вовсе утопают в смехе, показывают рисунки друг другу, Ире, спорят, какого цвета должно быть пасхальное яйцо.
— Краски с блестками! У меня будет блестящее яйцо! — раздается со стороны столика для малышей.
Ребятишки постарше расписывают настоящие яйца, не нарисованные. Кто-то подошел к делу кропотливо и выводит мельчайшие узоры. Ну и пусть, что не хватает терпения дождаться, пока краска высохнет — цвета перемешиваются и создают новый узор.
Со всех сторон слышны детские голоса.
— Я в первый раз яйца разукрашиваю!
— А можно их забрать? — Вы сколько тут будете? До двенадцати? Так мало!
— А что потом делать с этими яйцами?
— Меня мама забирает завтра, я ей подарю. Ну, на один день забирает. Потом навсегда…
Вокруг волонтера Димы, единственного в этом выезде представителя сильного пола, постепенно собираются все мальчики. Слышу, расспрашивают что-то про машины.
За столом, где выжигают по дереву, девочки выпытывают возраст у волонтера Ксении. Она отшучивается:
— 49! Разве не видно? Девочки заливаются смехом — процесс угадывания приводит их в восторг. В это время Иван с сосредоточенным лицом выжигает по карандашному рисунку пасхальное яйцо. К нему подходит Коля:
— Я не люблю выжигать, — говорит он. — А это на выставку какую-то? Что потом делать с этим?
— Не мешай, — серьезно отвечает Ваня.
— Это можно подарить на Пасху близкому человеку, — объясняет волонтер Ксения.
Коля остается наблюдать за процессом, а через пару минут и сам начинает просить уступить ему место.
— Отстань! Мне до завтра надо сделать! Завтра у мамы день рождения, и она приедет! — строго, почти по-взрослому, говорит Ваня.
Он остается в музыкальном зале, где проходило занятие, дольше всех. Яйца разукрашены и оставлены сушиться, дети вернулись к себе в комнаты, а Ваня все выжигает. Видимо, ему неловко, что все его ждут, и он смотрит на волонтеров вопросительным взглядом. Тогда Дмитрий садится рядом с ним, берет инструмент, и благодаря сильной руке взрослого дело идет быстрее.
Перед самым уходом волонтеров приходит воспитательница и благодарит. Волонтеры улыбаются, кто-то опускает голову. Меня переполняют эмоции, а для них, кажется, все это обыденность. И не удивительно — к детям они ездят каждые выходные либо вывозят их на какие-либо мероприятия.
Тюменскому отделению волонтерского движения «Подари ребенку праздник» — два года. Оно зародилось в Санкт-Петербурге, сегодня филиалы есть в двадцати городах России, а в Архангельске он даже оформлен юридически.
— Я еще в студенчестве в Ижевске занималась волонтерством. Приехала в Тюмень, стала искать в Интернете информацию — и наткнулась на предложение питерского отделения «Подари ребенку праздник» создать в Тюмени такой филиал. Встретилась с Надеждой Леликовой, которую эта идея тоже заинтересовала. Составили план, стали рассылать информацию, знакомиться с директорами детских учреждений. И, как говорится, понеслось, — рассказывает Анастасия Левинова, руководитель движения.
Все свое личное время она тратит на эту работу. Вздыхая, но с улыбкой, говорит:
— Это часть моей жизни и мой выбор. Есть множество способов помогать. Люди, у которых нет времени на выезды, что-то покупают для деток, придумывают идеи, приносят игрушки, одежду. Кто-то всегда ходит на встречи с детьми, а кто-то — время от времени… И это совершенно нормально!
В прошлом году добровольцы подарили центру «Милосердие» каркасный бассейн. Деньги собирали, что называется, с миру по нитке — а точнее, по десять рублей. И ведь собрали! А еще волонтеры принимают одежду, игрушки, книги.
— В прошлом году отвезли детишкам четыре машины одежды! Тюменцы очень активны и неравнодушны. Однажды женщина принесла два мешка новой одежды — специально для нас купила оптом на базе. Некоторые организации выделяют нам автобусы, сладости, детские журналы.
Я спрашиваю у Анастасии: какой помощи не хватает волонтерам?
— Нам всегда нужны шарики, карандаши, фломастеры, спортивный инвентарь… А еще мы давно мечтаем подружиться с фотосалоном, который мог бы печатать снимки для деток бесплатно. Ведь они постоянно просят привозить фотографии с наших встреч!
Чуть задумавшись, Настя добавляет:
— И, конечно, мы всегда рады новым волонтерам. Хороших людей много не бывает!
***
фото: Волонтер Ирина Егорова, старшие ребята расписывают яйца на Пасху.