Завод как вечное движение
Юрий Дудоев, генеральный директор завода «Сибнефтегазмаш», сравнивает производство с… ездой на велосипеде: пока крутишь педали, тот едет, но как только остановился — падает.
Завод, который отметит этим летом свое 80-летие, постоянно развивается. Юрий Николаевич с гордостью рассказывает, что предприятие это — доморощенное, не эвакуированное в войну из европейской части страны. В начале пути, под названием «Красногвардеец», оно выпускало гвозди, тазы, умывальники… А сейчас номенклатура его изделий — превенторы, задвижки, обсадные колонны — то есть оборудование для нефтяных компаний.
В одном из цехов мы увидели задвижки, которые готовили к отправке на одно из месторождений, разрабатываемых ТНК-BP: выстроились в ряд синие пузатые лилипуты, словно сувениры на каминной полке. Женщины в масках их красят, мужчины упаковывают в деревянные ящики — все в движении. А начальник производства Александр Кареньгин рассказывает, что за «педали» двигают работу вперед.
— Скажем, когда-то корпуса задвижек были сварными, потом их стали лить. Каждые полгода нефтяные компании проводят тендеры на закупку оборудования, и если какой-то завод его выиграл — тогда он загружен работой на месяцы вперед. Если же нет, то приходится искать недочеты, сравнивать себя с конкурентами и, например, понижать металлоемкость продукции. А там настает и время новых аукционов…
Основные требования заказчиков — срок и качество. На завод, выигравший тендер, приезжает комиссия и оценивает: сможет ли предприятие выполнить заказ?
В заготовительном цехе члены комиссии увидели бы газорезчика Алексея Гулева, вырезающего детали из металлического листа. Из-под станка летит ворох искр, а рабочий в темной одежде — словно маг. Он, не страшась, наклоняется над горелкой, переставляет сопло для нового реза. А на вопрос, в чем сложность работы, отвечает: «Как бы самому не сгореть!» Голубое пламя вырывается из горелки и при этом угрожающе шипит.
Раньше Гулев работал сварщиком, новую специальность освоил прямо на заводе. Для него она стала стимулом к развитию и необходимостью самосовершенствования, словно для его предприятия — пока не выигранный тендер.
Перемены, на которые вынужден реагировать завод, особо заметны в инструментальном цехе. Здесь производят ремонт и доводку оборудования, изготовляют пресс-формы — то есть адаптируют заводскую материальную базу к постоянно меняющимся запросам быстротекущей жизни. Не случайно и Александр Кареньгин, и исполняющая обязанности начальника цеха Айгулу Бакиева называют цех «сердцем завода».
Однако, если классический инструментальный цех — это отдельное заводское хозяйство, обслуживающее основное производство, то на «Сибнефтегазмаше» он включен в работу для заказчиков — здесь делают черновую токарную обработку деталей. Подобная «многостаночность» дает предприятию дополнительную экономию.
После инструментального комплектующие отправляются в цех термической обработки — еще одно звено цепи, которое, если выпадет, то остановит весь «велосипед».
— Ванна, допустим, расстроилась, — говорит генеральный директор Юрий Дудоев, — соли нет, оксидирование не происходит. Соответственно, нет обработанной детали, ее не поставили в комплект, продукция не собрана … Машино строение — это организм, здесь завязано много цехов, отделов, лабораторий, которые должны работать одновременно, слитно и в общей упряжке.
Работа карусельного станка, которым управляет Дмитрий Язовских, по-своему удивительна для непосвященного: он шлифует литые корпуса задвижек, которые крутятся с большой скоростью, словно те самые пузатые карлики в луна-парке. Только вес их может доходить до четырех тонн, и молодые рабочие, рассказывает Язовских, поначалу даже боятся подходить к работающему станку — не дай Бог, деталь вылетит. Сам-то он на заводе 16 лет, был свидетелем того, как здесь появился новый карусельный станок с ЧПУ — он стоит в ряду прочих, выделяясь своим замудренным, со множеством кнопок, пультом управления.
Впрочем, генеральный директор завода говорит о новых станках без лишнего пиетета. На заводе сейчас ожидают увеличения заказов, поэтому без модернизации будет не обойтись, но…
— Новое оборудование — дорогое. Мы хотели как-то купить станок за 18 миллионов рублей — он делал бы нам тысячу задвижек! Но вдруг пришел кризис, настал спад производства, и эта тысяча задвижек оказалась бы никому не нужна. Так что надо очень тщательно думать, когда покупаешь новое оборудование — чтобы была соответствующая отдача.
А вот то, что не имеет цены, так это коллектив завода. Юрий Дудоев рассказывает, что здесь трудятся целые династии, их главы иногда — по 30-40 лет. А потеряв ценные кадры, очень сложно набрать и научить новых людей.
Кстати, в преддверии своего юбилея «Сибнефтегазмаш» выпустит книгу об истории предприятия с архивными фотографиями, рассказами о рабочих. Занимается ее подготовкой председатель совета ветеранов завода Петр Харитонович Цепелев, проработавший здесь полвека.
— Он пришел сюда 20-летним парнем, поддерживает связь со всеми ветеранами, — говорит Юрий Дудоев. — И мы стараемся их не забывать: на праздники отправляем открытки и маленькие конвертики. Пусть больших денег дать не можем, но внимание — оно тоже чего-то стоит!
Генеральный директор понимает: каким бы совершенным ни был символический велосипед производства, самостоятельно с места он не сдвинется. И только люди могут снабдить его скоростью и безотказностью в управлении.
***
фото: В механическом цехе;Станок работает – жизнь продолжается;Генеральный директор Юрий Дудоев;Оператор Дмитрий Язовских;Оператор Александр Андреев.