Правда – писательница
Дети, которые очень рано познакомились с книжками Сергея Михалкова и Агнии Барто, оказывается, думают, что все писатели жили… в далеком прошлом.
— А вы правда писательница? — недоверчиво спросил у Ольги Чусовитиной первоклассник школы N 43 Данил Федоров. — А мне папа говорил, что живыми писателей никто не видел!
Разговор происходил в читальном зале библиотеки семейного чтения имени Пушкина. И не один на один. На встречу с тюменской детской писательницей первый «г» пришел в полном составе. Точнее, даже не пришел, а прибежал. Многие даже переодеться после физкультуры не успели — торопились. Побросали портфели и сменки возле гардероба и, чуть запыхавшиеся, взъерошенные, расселись на диванчиках и стульях.
Наивные вопросы и мудрые ответы
Ольгу Чусовитину начало встречи в таком беспокойном формате только порадовало. Никакой официальщины, никакого регламента — чистая, идущая от души, импровизация. И даже первый вопрос про «живую писательницу» не огорчил, а заставил улыбнуться. И вспомнить, что подобный вопрос задавали когда-то и Корнею Ивановичу Чуковскому (что он на него ответил — в его книге «От двух до пяти»).
— Знаете, и живые писатели тоже бывают! — ответила она на вопрос любопытного мальчишки. — Только бывают они разные, и ими, писателями, по-разному становятся.
— А вы почему стали? — не унимались первоклассники.
И Чусовитина рассказала, что вышло это у нее случайно. Почти так же, как и у шведской писательницы Астрид Линдгрен, которая придумала Пеппи Длинныйчулок для своей часто болеющей дочки. Только у Ольги Варкесовны болел сын Алеша. Он плохо выговаривал звуки. И она решила придумать ему стихи для развития речи. А к стихам нарисовать картинки (дети лучше воспринимают иллюстрированные тексты).
Так появилась первая ее книжка. Понравилась она не только сыну, но и знакомым, которые попросили написать еще. К тому же Алексей вырос, готовился пойти в школу, а учиться, как известно, веселее всего в игре.
К выходу в свет второй книги Ольги Чусовитина решила подготовиться более основательно и начала изучать… основы компьютерного дизайна. На курсах познакомилась со студентом Денисом Кропычевым, которого она называет «тюменским самородком». С его иллюстрациями она выпустила шесть книг.
— А Алеша у вас всегда был послушным? Книжки читал, не хулиганил? — поинтересовался Данил Федоров.
— Ну почему же? — улыбнувшись, ответила Ольга Варкесовна. — Хулиганил, как все мальчишки. Об этом у меня даже стихотворение есть, «Домашний футбол» называется.
— А он у вас чего-нибудь в детстве боялся? — поинтересовался мальчик в синей кофте. — Я вот, например, очень темноты боюсь.
— Все дети темноты боятся — это нормально, — успокоила его интересная собеседница. — И это не стыдно. Главное — победить страх. Свои бабайки есть у каждого.
— А я однажды испугался нашей кошки Нюси, — начал тараторить с места мальчик Стас. — Она забралась под кровать и стала там шебуршить. И я подумал, что это змея или дракон…
Чтобы дальше не развивать «страшную» тему, Ольга Чусовитина начала читать стихи-загадки.
— А я тоже стихи сочиняю, — призналась вдруг Арина Добровольская.
— И я! И я! — поднялось несколько рук.
Правда, не все начинающие авторы смогли вспомнить даже несколько своих строчек. И Ольга Чусовитина сказала, что очень их понимает, ничего странного в такой забывчивости нет. У всех авторов такое бывает. Потому что есть один творческий секрет. Когда стихи рождаются сами по себе, будто их диктует кто-то свыше, — они не забываются. А если каждую строчку мучительно пишешь и переписываешь, то она может напрочь вылететь из головы.
Вот только писателю все равно приходится трудиться, чтобы его книжки были запоминающимися.
***
фото: Ольга Чусовитина общается с первоклассниками.;Ребята из первого «г».