X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Матрешки» с металлургического

Чем дальше продвигается стройка металлургического завода, тем сложнее и запутаннее становится его ландшафт. Внизу — пещеры и катакомбы, под крышей — рельсы и провода.

Мы представили себя на месте… груды металлолома и прошли ее путь по производственной цепочке, от начала до конца, с мыслью, что в цехах вместо сумрака — свет миллиона ламп, под ногами не песок, а бетон, и воздух наполнен шумом агрегатов.

На пещеры похожи фундаменты под оборудование — гроты из бетона, высотой под десять метров. Большинство агрегатов разместят на высоте, поэтому почти все, что видишь с земли, — это пустые бетонные помещения площадью с кухню в панельной «хрущевке», но с огромными потолками. В будущем их заполнят электропроводкой, техническими узлами. А пока остается только окинуть взглядом голый бетон, а потом, запрокинув голову, глянуть наверх и обойти строение, вспомнив слова инженера-технолога Вадима Колыхалова, что строятся фундаменты не абы как, что их приемкой занимаются приглашенные итальянские специалисты: испытывают бетон на твердость, проверяют на соответствие чертежам.

Один из итальянцев — Франко Каиффе — высокий, смуглый, с глубокими морщинами на лице и хриплым голосом, работал на стройках в Серове и Новокузнецке. На вопрос, как ему сотрудничество с российскими металлургами, по-русски отвечает: «Отлично!»

В Тюмени его бригада приняла уже семь площадок для оборудования, одна из которых — под электросталеплавильную печь. Этот агрегат, словно русская печь в крестьянской избе, — центр завода и главная точка притяжения сил. Расположена она в начале цеха, к ней пролегают две пары путей из отделения подготовки лома. По ним станут скользить так называемые «бадьевозы» — тележки с емкостями, наполненные металлом. Рабочие на наших глазах как раз собирали одну такую бадью: на тележке половина емкости — словно скорлупа расколотого яйца.

Ассоциаций с русским фольклором на стройке достаточно. Расплавленный металл выливается в сталевоз, на рельсах тот перемещается в печь-ковш, где металл готовят для разливки, а сама печь-ковш — в вакууматоры для удаления газов. Эта череда емкостей напоминает то ли сказку про Конька-Горбунка, то ли вставляющихся друг в друга матрешек.

С механиком электросталеплавильного цеха Евгением Шиловым мы поднимаемся наверх. Узкие крутые лесенки, на площадке — прикрытые деревянными щитами отверстия для коммуникаций. Здесь, на уровне десяти метров от земли, разместится пост управления печью, под него сейчас готовится помещение.

Но вместо инженеров и операторов на площадке сейчас только двое монтажников. Магнитогорец Александр Киселев предупреждает, чтобы мы внимательно смотрели под ноги и не лезли, куда не следует. Тем временем, его напарник сваривает металлическое ограждение площадки.

Рабочие на стройке крайне рассредоточены — сразу в одном месте не встретишь больше десяти человек. Вот и на соседнем фундаменте, еще выше, двое заливают бетоном опоры производственного помещения. Под шум насоса рабочие рассказывают, что из родного Магнитогорска приехали в Тюмень на… кране.

Мы тем временем оказываемся еще выше — на площадке для подъемно-поворотного стенда. Перед глазами — почти ничем не ограниченная панорама цеха. Металлические балки крыши заменяют небо, а вниз убегает, словно на водопаде, череда порогов. С точки, на которой мы стоим, готовый к производству металл — жидкий, красного цвета, очищенный от примесей и газов — станет поступать в машины непрерывной разливки стали. Правда, течь он будет без шума и бурления, и не с такой скоростью, как на водопаде. За 40 минут поступит в промежуточную емкость, в ней разделится на четыре ручья, затем попадет в формы, а после них — на участок заготовок.

Собственно, этот участок занимает всю остальную часть нашего маршрута. Вдоль стены цеха идем по мостику под самым потолком. На нашем пути то и дело возникают спустившиеся с балок, словно с лиан, опоясанные ремнями монтажники. Там, где стена еще не закрыта обшивкой, видны улица, солнце, рабочие, которые заливают опоры для вспомогательных корпусов. Чем дальше мы продвигаемся вглубь, тем меньше построек, и больше — людей: работа по устройству фундаментов здесь продолжается.

Виктория Ющенко

Останавливаемся у ярко-желтого крана. Он дожидается, как и остальные мостовые краны на стройке, когда завод получит разрешение от Энергонадзора на подачу напряжения. Сейчас смонтирована механическая часть кранов, установлено оборудование, но в работе их не опробовали. Поэтому электричество на заводе нужно, как воздух. Как только оно появится, можно будет испытать краны, а затем использовать их для монтажа оборудования.

***
фото: Стропальщик Ишпулда Галин;Солнце снаружи;Монтажники-высотники;Заливка бетонных опор;Из этих кирпичей сложат пост управления;Крановщик из Магнитогорска Сергей Мазикин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта