Просто пожарные — герои Горьковки
В поселке Горьковка Тюменского района живет около двух тысяч человек. Здесь тихо и спокойно. Только время от времени нарушают эту тишину самолеты.
Деревенские люди к шуму крылатых машин привыкли: аэропорт рядом. Но после авиакатастрофы, которая произошла 2 апреля в нескольких километрах отсюда, жители стали их замечать. Мальчишки тычут пальцами в серое небо. Старушки взглядом провожают самолеты в путь, качают головами.
— Конечно, все переживают… Живем мы дружно. После этого несчастья соседи подходили к нам, спрашивали, что да как. Ну, а что мы скажем? Выполняли свою работу, — говорит Анатолий Колпащиков, пожарный отдельного поста поселка Горьковка.
Утром 2 апреля он вместе со своим напарником Юрием Строгановым выехал на место ЧП. К упавшему самолету приехали самыми первыми. Машина не подвела: за восемь минут пожарные сюда добрались.
— Снега было много: по самый бампер, — рассказывает Юрий Владимирович.
Он родился в поселке, рос в обычной семье.
— В деревне пожары всегда тушили всем миром. Ничего не изменилось, — рассказывает он. — Один увидит, что баня загорелась, бежит к нам, а другой уже ведро воды тащит…
В этот раз пожарным никто помочь не мог. Хотя люди здесь просыпаются рано, и многие слышали хлопок от падения самолета. Жители выглядывали в окна, когда красная машина с аварийным сигналом мчалась по центральной улице.
Когда Строганов и Колпащиков добрались до самолета, первым делом побежали на стоны одного из потерпевших. Мужчина истекал кровью в снегу, но был еще в сознании. Пожарные на руках донесли его до своей машины, посадили в кабину.
— Он был легко одет, а в машине все же теплее, — рассказывает Колпащиков. — После мы приступили к тушению центральной части самолета, которую охватил огонь…
По рыхлому снегу пожарные подобрались поближе к лайнеру. Работали очень аккуратно, слабой струей, чтобы не затопить пострадавших в салоне. За пятнадцать минут запас воды — четыре кубометра — закончился. Этого хватило, чтобы предотвратить возгорание топлива. К тому времени на поле подоспели спасатели областной службы экстренного реагирования и машина 123-й пожарной части. Строганов и Колпащиков помогали коллегам достать рукав, протаптывали тропу к самолету.
Вскоре рядом с местом катастрофы приземлился вертолет с врачами, прибыла скорая помощь. Работали торопливо, молча — времени на разговоры не было.
… Домой пожарные вернулись через два часа, помыли машину, заправили опустевший бак водой, переоделись в чистую одежду. В этот день больше на пост не поступало вызовов. Зато Колпащиков и Строганов внезапно оказались в центре всеобщего внимания — их забрасывали вопросами соседи, знакомые, приехавшие журналисты…
— Сначала они говорили много, эмоционально. Сейчас все улеглось, пришли в себя, поэтому не ждите от них красивых слов. Устали… — сказал нам о своих коллегах из Горьковки Александр Зубарев, пресс-секретарь ГУ МЧС по Тюменской области.
Это почувствовалось в нашем общении с героями этого тяжелого, нескончаемого, горького дня. Дня беды.
— Это же не шоу, не фильм. В душе нам, конечно, тяжело. Больно… — Анатолий Геннадьевич отводит взгляд в сторону. — Переживаем за пострадавших, желаем им скорейшего выздоровления.
Таких масштабных ЧП за время работы пожарных в Горьковке не случалось. В поселке горят коттеджи и бани, чаще всего, из-за беспечности хозяев. Пострадавших, как правило, нет. Люди отделываются легким испугом и небольшими ожогами. А через несколько месяцев на месте пожара уже вырастает новая баня или дом.
Намного сложнее работать на лесных пожарах.
— Много у нас любителей сухую траву поджигать. Она моментально вспыхивает. И тогда за огнем приходится бежать, — рассказывает Строганов. — Для этого у нас есть мобильный набор: рюкзак и огнетушитель…
Когда у журналистов закончились вопросы, пожарные расслабились. Стали улыбаться, шутить. Неделя после трагедии у них прошла спокойно: ни одного вызова. И слава Богу, говорят мужчины.
— Может быть, вы угостите нас чаем? — попыталась я уйти от пожаров и происшествий.
— Вот чай-то у нас и правда стоит попробовать, — заулыбался Анатолий Геннадьевич. — Не то, что ваш городской, из пакетиков. Настоящий, деревенский! С шиповником, ягодами и травами. Но это не я заваривал. Вот он наш мастер сидит, он это дело любит…
Дежурный поста седовласый Александр Евграфович скромно заулыбался, выглянул из окошка своего кабинета.
— Стол хоть разверните, а то у нас тут как-то не прибрано, что ли, — шепнул он мне на ухо.
Строганов и Колпащиков сразу же среагировали: пододвинули деревянный стол поближе к пожарному автомобилю, налили черный чай в стеклянные кружки. Вот так после трудного рабочего дня пожарные набираются сил. Любой стресс как рукой снимет, говорят они.
— Смотря сколько налить, — засмеялся Анатолий Геннадьевич.
— А что едят настоящие деревенские мужчины? — интересуюсь я.
— Мясо, сало… Благо тут рядом живем, жены приносят нам обед, подкармливают, — отвечают пожарные.
Но это зимой, а как придет лето, настанет время грибов и ягод. В Горьковке грибных мест много. Колпащиков переехал сюда в 1972 году из Липецкой области. За это время хорошо изучил здешние окрестности. Гулять по лесу вместе с двумя сыновьями — его любимое занятие. Сыновья, которые практически выросли в лесу, тоже полюбили походы на природу. Наверное, именно поэтому оба выучились на биологов.
— Приезжайте обязательно! Таких грибочков вы еще не ели, — уверяет меня Колпащиков.
Как истинный грибник он не выдает свои места посторонним, а для нас решил сделать исключение.
Но до летних походов еще далеко. Мы выходим с пожарными на улицу. Сильный ветер сбивает с ног. Колпащиков показывает рукой на дом, который недавно отремонтировали его соседи, — а чуть подальше стоит другой, где живут он и его супруга.
Строганов стоит в стороне, ждет, когда же его отпустят домой. Со вторника Юрий Владимирович вышел в отпуск, но каждый день приходится общаться с прессой.
— Может быть, пожарные съездят до места катастрофы? — спрашивают наши коллеги с телевидения.
В управлении МЧС дают добро. Строганов и Колпащиков неохотно открывают ворота. Заводят шумную машину. Кто бы знал, как не хочется возвращаться в тот день, на то место…
***
фото: Анатолий Колпащиков (слева) и Юрий Строганов;Жизнь в Горьковке идет своим чередом;Форма ждет пожарных;Строганов и Колпащиков едут к месту катастрофы