Нюансы времен года на клавишах рояля
В среду в филармонии выступал известный пианист Сеня Сон. Исполнял «Времена года» Чайковского в джазовой обработке. Когда музыкант играл «Апрель», я вдруг вспомнила: на дворе уже весна.
Просто мы все так привыкли к капризам погоды: выпали из календаря, до сих пор не попрощались с зимой. Утром с надеждой выглядываем в окно. Что случится с нами сегодня: промокнем, замерзнем, согреемся под лучами солнца?
Изрядно уставшая от сюрпризов непредсказуемой тюменской погоды, я с упоением слушала весеннюю мелодию. Искусный импровизатор Сеня Сон добавил к апрельской композиции Петра Ильича немного тюменской реальности. В джазовой обработке музыка звучит совсем иначе. Плеск холодной воды, серое небо, морозный ветер. Такие картинки возникли в моей голове.
Некоторые композиции Сеня Сон изменил до неузнаваемости. Только по небольшим отрывкам я узнала в его импровизациях мягкий, пушистый «Январь» и дождливый, пасмурный «Октябрь». Также импровизирует небесная канцелярия, когда решает, чем же удивить горожан сегодня. Кстати, непредсказуемость — главный конек Сени Сона. Он выступал с сольными концертами в Букингемском дворце, в музыкальном Центре Жоржа Помпиду, в Королевском дворце Швеции. И никогда не объявлял свою программу заранее. Сон признается, что выстраивает ее за пять минут до выступления, ориентируется на слушателя, его реакцию. Любит классическую музыку, вносит свои находки в гармонический язык известных сочинений Баха, Дворжака, Дебюсси, Рихтера.
А для того, чтобы понять настроение зала, пианист часто подходит к микрофону и рассказывает интересные истории о произведениях, которые играет.
— В этом году исполнилось двести лет «Лунной сонате» Людвига Бетховена, — начал Сеня Сон, не вставая из-за рояля. — В 1802 году он влюбился в одну прекрасную особу — Джульетту Виччарди. Кокетливую, талантливую, но пустую и легкомысленную. Он преподавал ей уроки игры на фортепиано. И вот однажды Джульетта пригласила его на свой день рождения: девушке исполнилось 18 лет. Но у Бетховена не было подходящего подарка для графини. Он растерялся и не смог придумать ничего лучше, как написать музыкальную композицию. Так родилась «Лунная соната»…
В 1827 году, незадолго до смерти композитора, в гости к Бетховену пришел его семнадцатилетний ученик — Франц Лист. В то время композитор уже почти ничего не слышал, был очень болен… Франц попросил разрешения сыграть знаменитую «Лунную сонату». «Играй, конечно», — сказал Бетховен и указал рукой на рояль. Франц сел за инструмент, провел рукой по клавишам. Почти все струны рояля были порваны, клавиши не издавали звуков. Но Франц доиграл сонату до конца. «Вы очень талантливы», — сказал ему Бетховен. «А вы — Бог», — произнес Лист.
… Сеня Сон слегка коснулся клавиш черного рояля, глубоко вдохнул… Он представил нам свою историю любви, свою версию «Лунной сонаты». Добавил в произведение легкости, яркости, чуть больше грусти.
Бетховена он играл в этот вечер особенно много. Музыкант неоднократно говорил в своих интервью, что выбирает произведения по настроению и желанию. Наверное, в этот серый, дождливый вечер композитор погрузился в меланхолию и грусть.
Во второй половине концерта к Сене Сону присоединился солист Флорентийской оперы имени Дж. Верди Антонио Мануш. Настоящее имя вокалиста — Игорь Манаширов. Он родился в Москве, получил образование в ГИТИСе, работал в еврейском Камерном театре, Российском государственном музыкальном центре. В 2003 году Антонио переехал в Италию, где учился оперному пению у лучших педагогов, был одним из последних учеников Лучано Паваротти.
Антонио Мануш давал концерты на лучших площадках Европы, России и Украины. Вокалист обладает широким диапазоном голоса, от баритона до контр-тенора. Он поет песни на английском, итальянском, русском и французском языках. Причем каждый раз меняет свой образ, манеру пения. Итальянскую оперу Мануш поет пафосно, ярко жестикулируя руками. Французский шансон исполняет вальяжно, щелкая пальцами. Американский рок-н-ролл — зажигательно и энергично. Однако лучше всего ему удается передать настроение русского романса…
Гости очаровали немногочисленную публику филармонии. Они три раза выходили на сцену, принимали цветы и подарки. И каждый раз зрители вставали, чтобы поблагодарить виртуозов.
После концерта мы неохотно поплелись по домам, шлепая по лужам и мокрому снегу. А в голове продолжал звучать солнечный «Апрель» Чайковского…
***
фото: За роялем – Сеня Сон;Антонио Мануш.