ГЛОНАСС следит за тобой
Еще года полтора назад навигационная система ГЛОНАСС была несовершенна, поэтому обыватели относились к ней с понятным недоверием. А теперь пробуют устанавливать ее даже на лошадей.
— Был у нас и такой опыт, — рассказал на вчерашней пресс-конференции, посвященной вопросам новых технологий на транспорте, директор компании «76 Ойл Тюмень» Андрей Дергоусов. — Пришел фермер и попросил как-нибудь приладить навигатор ГЛОНАСС к коню, который водит за собой табун. Чтобы хозяин в любой момент мог отыскать своих лошадей в поле.
Специалисты компании задумались, но выход из положения нашли быстро — сделали для конявожака специальную сбрую, к которой прикрепили аккумуляторы и систему слежения. Все было хорошо, пока жеребец не решил искупаться.
— Поэтому не буду отрицать, что в работе системы пока существуют некоторые пробелы и недоработки, но устраняются они достаточно быстро, — говорит Андрей Дергоусов. — Одно то, что ГЛОНАСС признали даже американцы, свидетельствует о многом.
Осталось, чтобы эту систему признали работники российских транспортных предприятий. Убедить их сложнее, чем американцев. Не потому, что они сомневаются в состоятельности навигаторов, а исключительно потому, что не приемлют контроля над собой.
— Такой уж менталитет, — развел руками директор «Тюменьгортранса» Андрей Чистяков. — Водители, которые работают в организациях, привыкли пользоваться служебным транспортом в своих личных целях и искусственно накручивать километраж, чтобы потом можно было слить лишки бензина.
Но одно дело, когда от недобросовестного сотрудника страдает, скажем, частный предприниматель, и совсем другое — когда изза махинаций с транспортом под угрозой оказывается работа огромной структуры, обеспечивающей жизнедеятельность целого города. Например, скорой медицинской помощи.
— Мы стали, наверное, одними из первых в Тюмени, кто внедрил у себя навигационную систему ГЛОНАСС, — рассказала Наталья Пиманкина, заведующая оперативным отделом станции скорой помощи. — Сейчас весь наш парк на сто процентов оборудован навигаторами, которые не только позволяют отследить маршрут и место нахождения каждой бригады, но и обеспечивает быструю связь с экипажем — при помощи тревожной кнопки.
По словам Натальи Борисовны, высокотехнологичное новшество приживалось среди сотрудников «со скрипом». Кого-то смущала ответственность за аппаратуру, кто-то воспринимал это как «прослушку», а некоторые просто пугались голоса диспетчера, который раздавался не по старинке, из шипящей и щелкающей рации, а из небольших, почти незаметных динамиков.
— Но у нас получилось преодолеть этот барьер, — сказала Наталья Пиманкина. — За несколько лет работы по новой технологии мы получили колоссальную экономию топлива. Во-первых, диспетчер всегда может отследить по карте ближайшую к адресу пациента бригаду. Во-вторых, может подсказать водителю кареты скорой помощи кратчайший путь до места вызова.
Ну и, конечно, водителям скорых (чего уж греха таить, было и такое) теперь никак не воспользоваться дармовым бензином. Умная техника считает каждый литр.
— Сложнее дело обстоит на предприятиях общественного транспорта, — поделился своими наблюдениями еще один участник пресс-конференции — Александр Дробот, начальник управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области. — Водителям автобусов невыгодно, чтобы за ними велось постоянное наблюдение. Может, бензин они и не сливают, но схемой маршрута и распорядком труда и отдыха пренебрегают.
Причем, если муниципальные перевозчики больше склоняются к менее легкому труду (могут где-то специально застрять в пробке или обед продлить), то частники, наоборот, готовы работать круглые сутки напролет.
И то, и другое — непозволительно, уверен Андрей Чистяков. Перевес в сторону отдыха приводит, понятное дело, к столпотворению на остановках. А излишнее трудовое рвение — к переутомлению, которое чревато авариями на дорогах.
По словам Александра Дробота, 1 января этого года вступил в силу закон, который обязывает оснастить транспорт классов «М» (пассажирские перевозки на коммерческой основе) и «Н» (перевозки опасного и стратегически важного груза) навигационными системами, чтобы упорядочить и обезопасить работу. Однако контролирующие органы занимают пока позицию воспитательную — нарушителям выдают лишь предписания. Наказывать по-настоящему будут с июля. Придется перевозчикам умерить свое свободолюбие, иначе и лицензии могут лишиться.