Наболевшее о войне на дорогах
Валентина Шлёмовна, пенсионерка, пешеход:
— Наша проблема в том, что мы на многое закрываем глаза. Вот видим, что кто-то нарушил правила, и проходим мимо, подумав — нас не коснулось, и ладно. А где гарантия, что в следующий раз этот же нарушитель не попадется на твоем пути? Поэтому я, например, давно уже завела себе блокнотик, где записываю номера тех автомобилей, которые ездят слишком опасно. Например, проносятся по улице на огромной скорости… Об этом сразу стараюсь сообщить в ГИБДД. И знаете, мне ни разу не отказали. Каждый раз говорят, что мой вызов принят и что информация передана на ближайшие посты. Хочется верить, что это действительно так.
Валентин Петрович, водитель:
— Я бы предложил ввести еще большее ограничение скорости — как в городе, так и на трассах. Да, многие не согласятся со мной и начнут кричать, что знаков и так везде понатыкано. Но я не соглашусь — значит, все-таки, их недостаточно, раз причиной каждой второй аварии становится превышение скоростного режима. Сегодня почти каждый, даже вполне законопослушный водитель считает нормой превысить скорость километров на 15-20 от положенной — это получается около 75 километров в час. А вот если ввести ограничение, скажем, до 50 км/ч, то привыкшие к «запасу» водители будут ездить со средней скоростью 65 км/ч. И то уже безопаснее получится!
Татьяна Владимирова, пешеход:
— Наверное, переделать уже состоявшегося водителя почти невозможно — даже огромными штрафами. Привить культуру вождения ему могут только в автошколе. Поэтому я здесь категорична — если кандидат в водители не может несколько раз подряд сдать выпускной экзамен, то его необходимо отправить на переподготовку. Кроме того, сам экзамен в ГИБДД тоже необходимо ужесточить. Много слышала о том, как курсанты сдавали его «на удачу». Под присмотром инспектора им нужно проехать всего-то пару сотен метров. Ну, разве это проверка навыков? Да чтобы узнать, готов человек стать водителем или нет, с ним рядом надо провести несколько часов — поездить по всему городу. Но это, наверняка, невозможно. Надо искать что-то среднее.
Анастасия, 30 лет, автолюбитель:
— Самое страшное и непредсказуемое происходит на трассах. Как-то мы с мужем ехали зимой со скоростью не больше 100 километров в час, вроде и дорога ровная, но нас так занесло! Очень испугались. Хорошо, что не было встречных машин, иначе закончилось бы печально. Поэтому на трассе главное не превышать скорость!
В городе то же самое, плюс — внимание. Необходимо наблюдать не только за собой, но и за другими участниками движения. Сейчас погода такая сложная, асфальт скользкий… Если не ты въедешь в кого-нибудь, не заметишь, не справишься с управлением, то въехать могут в тебя.
А пешеходам, прежде чем идти с гордо поднятой головой по переходу, надо хотя бы смотреть по сторонам! Водитель может элементарно не заметить, не успеть затормозить.
Юлия, 25 лет, пешеход:
— Считаю, что высокая аварийность, как ни банально это звучит, кроется в обыкновенной людской беспечности. Меня как пешехода часто не пропускают на переходах. А водители, наверняка, негодуют прямо от наглости людей, которые перед самым их носом перебегают дорогу в неположенном месте!
Считаю, что водителям надо чаще сдавать экзамены на знание ПДД или хотя бы самостоятельно освежать их в памяти. И не мешало бы хоть изредка заглядывать под капот своего автомобиля, чтоб непредвиденные ситуации на дорогах случались реже.
О сотрудниках ГИБДД разговор вообще отдельный. Они, кажется, забыли, для чего пришли именно в эту службу — инспекцию безопасности дорожного движения. И своей целью видят только наказание, штраф. Отсюда и отношение к ним не уважительное, и стремление водителей наперечить, что ли. Не лучше ли инспекторам вместо того, чтобы прятаться «по кустам» и подлавливать мелких нарушителей, встать на опасном перекрестке и регулировать движение?
Владимир, водительский стаж 35 лет:
— Учить надо пешеходов, как раньше, чтобы смотрели при переходе дороги влево и вправо. Я, когда перебираюсь через улицу даже с односторонним движением, и то оглядываюсь по сторонам — привычка! Сейчас народ стал какой-то невнимательный, а с увеличением штрафов для водителей, вообще прет напролом — все равно виноватым объявят того, кто за рулем.
Борис, водительский стаж 30 лет:
— На дорогах должны быть грамотная разметка и четкое расположение знаков.
Сергей Кривошеин, руководитель производственной практики колледжа ТГНГУ, стаж вождения — 37 лет:
— Пешеходы стали намного аккуратнее. Я уверен, что большинство аварий происходит из-за водителей.
Если бы я был губернаторором, то в первую очередь попросил бы сотрудников ГИБДД проверить водителей затонированных машин. Большинство из них ведут себя на дорогах неуважительно к другим автомобилистам и пешеходам. Еще предложил бы ввести ограничение скорости до 50 километров в час для начинающих водителей.
Правда, на мой взгляд, основная проблема — это коррупция при получении водительских прав. Предлагаю обязать всех водителей возить с собой справки из автошкол. Проверять права по базе данных. Если права куплены — отбирать на несколько лет и взимать большие штрафы.
Наталья Ребекевша, юрист, стаж вождения — три года:
— Люди стали безответственными. Кажется, даже самый строгий закон их не испугает. Раньше в автошколах учились 25 часов, сейчас — 50. Кто захочет 50 часов слушать преподавателя? Проще купить права… С этим надо бороться, ведь узнать, куплены права или нет, на мой взгляд, не составит труда.
Думаю, что надо увеличить количество постов ГИБДД, в час пик ставить инспекторов на самые опасные переходы и участки города.
Виктор Нестерук, специалист Центра противодействия коррупции:
— Главная проблема: качество преподавания в автошколах. Теоретический, да и практический курс — очень краткий и формальный, формальным становится и получение, а часто и приобретение прав. Ни для кого это не секрет. Можно до бесконечности усложнять курс обучения или ужесточать правила приема экзаменов и выдачи прав, но и это не решит всех проблем. В Европе и Америке, например, обучение в автошколах еще более формальное, чем у нас, но культура поведения на дорогах — другая. Там водители и пешеходы четко действуют по принципу: законно это или противозаконно. А у нас чаще всего и стар, и млад следуют другому принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то — можно».
Владимир Корогодский, юрист:
— Получение прав у нас упрощено до безобразия. А если учишься, как хочешь, документы получаешь, как хочешь, то и ездишь кое-как. На мой взгляд, надо кардинально менять систему регистрации прав. Когда этим занимается одна структура — коррупции не избежать.
***
фото: