Гарри Поттер по ту сторону мистики
«Женщина в черном», Великобритания, 2012 год. Режиссер Джеймс Уоткинс. В главных ролях: Дэниэл Рэдклифф, Киаран Хайндс, Джанет МакТир, Лиз Уайт, Алиса Хазанова.
Пустое поместье на краю английской провинции; пугающие звуки в темных комнатах; неожиданно захлопывающиеся двери; механические куклы, которые начинают двигаться сами собой; а за окном, в тумане — неясный силуэт женщины, одетой в траур…
Классический, так сказать, набор любого качественного мистического триллера. Беспроигрышный продюсерский и режиссерский сюжетный ход. Если подобную «замануху» вынести в аннотацию к фильму, то на его премьеру обязательно потянутся даже самые искушенные разными «Сонными Лощинами», «Проклятиями» и «Звонками» зрители. Чтобы сравнить.
Так случилось и с фильмом « Женщина в черном». Хотя нельзя сказать, что аудитория его скомпоновалась исключительно из поклонников «ужастиков» и любителей острых ощущений. В кинотеатре, в очереди к кассам, я заприметила несколько разных зрительских компаний. Те, что постарше, активно обсуждали между собой, насколько новое кино будет отличаться от первоисточника — одноименного романа английской писательницы Сьюзен Хилл, и первой версии экранизации этой книги — фильма 1989 года.
Молодые люди рядом с не меньшим азартом строили другие предположения: каков же будет Гарри Поттер в новом для него амплуа?
Да, повзрослевший Гарри Поттер, точнее, актер Дэниэл Рэдклифф — еще одна фишка мистической премьеры. Он исполняет главную роль — играет юриста Артура Киппса. Случайно или нет, но так совпало, что в картине 1989 года эта роль досталась Эдриану Роулинсу. Позже он стал Джеймсом Поттером из серии фильмов о юном волшебнике Гарри. Вот такие мудреные актерские перипетии.
Однако сам фильм еще мудренее. Его сюжет построен от конца к началу, чем очень напоминает детективную историю. Например, понять, почему три маленькие девочки вдруг отрываются от увлекательной игры в куклы, и, взявшись за руки, выпрыгивают из окна, можно только к середине фильма…
А в начале молодой вдовец, адвокат Киппс приезжает в провинцию, чтобы разобраться с документами, сохранившимися после смерти хозяев старого поместья. В большом городе он оставляет своего трехлетнего сына — с няней. Обещает, что через пару дней они приедут к нему, чтобы вместе отдохнуть на природе. (Вопрос, что делать ребенку в сырости, среди туманов и болот, — не обсуждался, да и к сюжету это особого отношения не имеет). Главное, что папа дал команду приехать, и с этого момента начал свою работу неумолимый мистический механизм.
… В поезде Артур Киппс знакомится с жителем той провинции — мистером Дэйли (его сыграл Киаран Хайндс). Он берется опекать молодого приезжего: поселяет его у себя дома, подвозит на автомобиле (дело происходит в конце XIX века, и машина — та еще роскошь) до заброшенного поместья и постоянно повторяет, что он не верит ни в какие предрассудки.
А вот остальные жители очень даже верят. И в один из моментов, в лучших английских традициях, выходят на адвоката Киппса чуть ли не с вилами и факелами. Оказывается, своим появлением в деревушке он разбудил зло, которое в образе черной женщины несколько лет бродит около старого поместья.
Вот и получается, что молодой адвокат занят теперь тем, что ищет в хозяйских бумагах помещиков не их завещание, а личные письма, которые могут пролить свет на тайну женщины в черном. Она, кстати, периодически бросается на Артура со страшными воплями. А еще грохочет чем-то в закрытых комнатах, раскачивается в кресле, неприятно кряхтит и стонет… Из-за этого всего вчерашний волшебник Гарри Поттер вынужден делать испуганную мину и, вздрагивая от каждого звука, ходить по пустому поместью с топором — на всякий случай.
«Ну, волшебная палочка ему больше шла», — привередливо протянула девушка, хрустящая попкорном по правую руку от меня.
Может быть. Просто Гарри Поттер в этот раз оказался по другую сторону мистики. Не все же ему колдовать, надо предоставить такую возможность и другим…
Черная женщина этой возможностью воспользовалась сполна. Артур выясняет, что в свое время хозяева поместья отняли у этой женщины ее сына и не уберегли его. И вот теперь ее неупокоенная душа жаждет мести. Стоит только кому-нибудь из живых посмотреть на нее, и в деревушке обязательно умирает чей-нибудь ребенок. А ведь со дня на день к Артуру должен приехать его собственный сын…
… Психологи говорят, что «ужастики» идут человеку (с более или менее здоровой психикой, конечно) на пользу — якобы, помогают выплеснуть все негативные эмоции, пережить страх, но понарошку. И в чем-то я с ними согласна.
По крайней мере, выйдя из темного кинозала после просмотра «Женщины в черном», можно с облегчением вздохнуть. И в этом есть свой плюс. А то, что Дэниэл Рэдклифф уже не волшебник, так это ничего страшного. Повзрослел.
***
фото: Дэниэл Рэдклифф в фильме «Женщина в черном».