Асы спидвея тряхнули стариной
Удастся ли провести последние в этом сезоне ледовые мотогонки, было неясно до последнего момента.
Спортсменам, представляющим сборную Тюменской области, проводить соревнования городского уровня приходится за свои деньги: оплачивать аренду стадиона, доставку техники (с такими шипами по городу не поездишь). Тюменский мотоспорт жив благодаря энтузиазму тех, кто лет тридцать назад завоевывал для него медали и редких сегодняшних спонсоров. Вот и на этот раз, как и год назад, деньги выделило предприятие, где работает один из ветеранов мотоспорта.
Из семи спортсменов, участвовавших в городских соревнованиях по спидвею, пятеро выступали на личных мотоциклах. Двое — Алексей Утусиков и Виктор Фролов неделю назад вернулись из Новосибирска, где проходил финал Кубка России. Тюмень в cтартовый список включили почти из жалости, ведь в пяти предыдущих этапах наши не смогли участвовать. Тюменцы вошли в десятку сильнейших.
— Объективно уступаем гонщикам из других региональных команд и по уровню подготовки машин, — говорит тренер областной сборной Виктор Утусиков. — У победителей мотоциклы проходят специальную предстартовую подготовку. У наших моторы послабее. Хуже и шиповка. В ледовом спидвее правильно установить шипы — настоящее искусство.
Сказывается, по мнению Утусикова, и отсутствие соревнований городского, регионального уровня.
— В Новосибирске, например, проводят турниры памяти земляка, летчика Александра Покрышкина, — говорит Виктор Николаевич. — А у нас что, своих героев нет? Тот же Николай Кузнецов или Яков Неумоев? Почему в Новосибирске трибуны забиты, а у нас этот вид спорта кто-то назвал незрелищным?
Что диагноз о «незрелищности» неверен, подтвердил один из болельщиков, который пришел на стадион «Локомотив», услышав гул моторов.
— Мне сегодня зять с утра звонит и говорит: «Батя, там мотоциклы рядом с твоим домом гоняют!». Я бросил все — и сюда, — говорит Леонид Петрович. — Помню, как еще гоняли на «Центральном», сколько народу собиралось! Тогдашнего победителя Григория Ишимцева не могу забыть! Другие-то гонщики были в приличной экипировке, а он — в обычной куртке да кирзовых сапогах. Но какой класс показывал!.. А Павел Русанов!
Услышав восторженные слова болельщика, ветеран тюменского мотоспорта Михаил Князев решил познакомить его с теми, кем он так восхищался. И разговор от темы «А помнишь?» быстро перешел в иную плоскость.
— Куда же наш-то мотоспорт подевался? — вопрошал Леонид Петрович. — Раньше гремел на всю Россию! Почти на каждом заводе, не говоря уже об автопредприятиях, были свои мотокоманды. А сейчас они где?
— После перестройки в один момент стало никому ничего не надо, — подхватили разговор стоявшие рядом ветераны. — Стадион «Патриот», где был прекрасный мототрек, приватизировали, и все ушло в небытие. А ДОСААФ от мотоспорта открестился — мол, содержать его накладно.
… В этот момент объявили старт очередного заезда, и внимание собеседников переключилось на ледовую дорожку.
— Да, жестко! — только и сказал после финиша молодой гонщик Александр Байкалов.
В этот день он впервые участвовал в ледовом мотокроссе. Хотя ему не привыкать — он трехкратный чемпион России по снегоходному спорту и гоняет на мотоцикле с 13 лет.
— Лед и гаревая трасса — как небо и земля, — говорит восхищенно Байкалов. — Но тем интереснее! Каждый ищет в жизни свой драйв. Для меня это — спорт и скорость.
Не смогли устоять перед искушением и ветераны. Хотя гоняли они совсем на других мотоциклах, но мастер и через 30 лет класс покажет. И как ни отговаривали друзья Григория Ишимцева и Павла Русанова не рисковать — те и слушать не захотели…
Главный судья соревнований Михаил Князев оценил их заезд на четверку с плюсом. Ишимцев согласен: «Быстрее ехать не мог, ботинки-то на тонкой подошве».
Зато Павлу Русанову знатоки выставили оценку 6,0. И добавили: аса можно смело запускать на соревнования вместе с молодежью.
***
фото: