Транспорт набирает обороты
Впервые за последние несколько лет городские ПАТП вышли на безубыточность.
Транспортный вопрос стал одним из самых обсуждаемых вчера на заседании постоянной комиссии по экономической политике. В повестке дня он назывался «О создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания». Даже полгода спустя, после горячего сентября, эта тема не перестает тревожить депутатов. Накал страстей и со стороны перевозчиков, и пассажиров поостыл, но проблемы остались.
В начале Виктор Смолин, директор департамента дорожной инфраструктуры, рассказал о хорошем: весь подвижной состав обеспечен приборами навигации и считывающими устройствами-валидаторами, удалось сохранить и количество автобусных единиц (около 100), которые дополнительно выставили на маршруты осенью. Начата комплексная проверка остановочных пунктов и карманов, составлены планы по их обустройству. На эти цели в 2012 году из бюджета города планируется выделить около 40 миллионов рублей (правда, пока предусмотрено только девять). Впервые, по словам Смолина, занялись и ревизией табличек с названиями остановочных пунктов.
Но главное достижение по итогам прошлого года — прибыль, которую получили пассажирские автотранспортные предприятия (доходы первый раз за много лет превысили расходы). Рентабельность работы ПАТП получилась хоть и небольшая — около одного процента, но все-таки рентабельность. Возможно, положительной динамике способствовали 278 миллионов рублей, выделенных на поддержку предприятий из областного бюджета на организацию пассажирских перевозок. Еще 522 миллиона рублей направили на компенсацию льготного проезда. Такие дисциплинированные бюджетные перечисления сразу положительно сказались и на пассажирских перевозках, и на собираемости платежей. По словам Смолина, пассажиропоток вырос в среднем на треть, а прогнозируемые бюджетные потребности по компенсации проезда льготников выросли примерно на 120 миллионов рублей.
— Как же так вели исследования пассажиропотока, если все исходные данные пришлось корректировать? — поинтересовался депутат Виктор Чикишев.
— Вероятно, схема движения пассажирского транспорта была составлена на основе исследований пермского института некорректно, — предположил Смолин.
— Своих ученых надо привлекать для такой работы, а не отдавать заказы сторонним организациям, — с обидой в голосе высказался Чикишев. — С приезжих — какой спрос? Они пришли, получили деньги и ушли…
— Сейчас уже все выводы сделаны, — примирительно сказал Юрий Баранчук, заместитель председателя постоянной комиссии.
К дискуссии подключился присутствующий на комиссии Дмитрий Еремеев, председатель городской Думы:
— Суть вопроса в том, исходя из чего определять, какова потребность города в автобусах малой и большой вместимости? — рассуждал Дмитрий Владимирович. — Проводите ли вы мониторинг пассажиропотоков? И от чего пляшете, с чем сравниваете? Какие-то стандарты есть? А если нет, то как вы делаете расчеты?
— По интервалам движения никаких стандартов нет, — уточнил Смолин. — Есть по обустройству остановок, по расположению парковочных карманов, но и то, иногда стандарты есть, а возможности их выполнить нет (например, мешает забор).
Но объективные трудности новый председатель городской Думы не принял за объяснение:
— Анализировали ли вы внутренние резервы ПАТП? Проводили ли независимый аудит для поиска этих резервов? — продолжал Еремеев.
За Смолина ответила Лариса Теплоухова, заместитель главы администрации города: «По поручению главы администрации города уже найдены независимые аудиторы, которые будут проводить такие исследования. Мы понимаем, что надо либо находить точку безубыточности, либо принимать необходимые управленческие решения».
Комиссия решила оставить вопрос на контроле и снова вернуться к его обсуждению в октябре-ноябре этого года.
***
фото: Виктор Смолин.