X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Школьная тропа здоровья

Что делает на физкультуре ваш ребенок, если у него временное освобождение от занятий? Весь урок стоит навытяжку у стенки? Значит, здоровьесберегающие технологии в это время его обходят стороной.

С возрастанием интеллектуальных нагрузок школа начала превращаться во вредное производство, нахождение на котором никак не способствовало укреплению детского здоровья. Падение остроты зрения, искривление осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта, нервные срывы — вот неполный набор качеств, которые ребенок приобретал за десять лет. Учителя и родители только разводили руками: мол, что поделаешь — издержки времени!

Но, к счастью, пришла пора, подул ветер перемен. Теперь, по новым стандартам образования, большое значение уделяется здоровьесберегающим технологиям. Впрочем, многие из них не требуют изобретать велосипед, достаточно вспомнить и применить на практике то, что всегда считалось правилами хорошего школьного тона: почаще заниматься физкультурой, проводить физкультминутки в младших классах, придерживаться здорового питания и просто быть внимательным к психологическому состоянию ребят. Новые стандарты привнесли в эту палитру лишь дополнительные возможности различного оборудования и IT-технологий. Но дозированного сочетания старого и нового вполне достаточно, чтобы значительно исправить статистику заболеваемости школьников.

Галя Безбородова

По словам заместителя директора департамента образования и науки Тюменской области Людмилы Чеботарь, за последние три года наблюдается устойчивая динамика улучшения здоровья школьников. Сейчас 85 процентов ребят относятся к первой или второй группам, то есть здоровы или практически здоровы. Чтобы поддержать эту положительную динамику, переоснастили столовые, ввели третий час физкультуры в неделю, физкультминутки и динамические паузы. Преподают дополнительные спортивные дисциплины (бадминтон, фитнес, аэробику). Очень многие спортивные залы оснастили современным оборудованием (только надо, чтобы оно не простаивало и во внеурочное время).

Пока на улице еще зима, преподаватели физкультуры могут эффективно использовать это время для укрепления здоровья своих питомцев. Дозированный эффект холода и контрастных процедур известен давно. В лицее N 34, например, физрук Эрнест Шакиров, недавний выпускник Тобольского пединститута, частенько в зимние и ранневесенние месяцы проводит для старших и средних классов уроки на улице. Конечно, он учитывает температурный режим, но, если есть возможность, то всегда делает выбор в пользу занятий на свежем воздухе.

— Там дети ведут себя совсем по-другому, — говорит педагог. — Они чувствуют себя свободнее и ярче проявляют лидерские качества. Ведь каждый любит быть первым! Двигательная активность влияет на познавательную. Увеличивается одна, растет и другая.

Галя Безбородова

Без дела у Шакирова не остаются даже те, кто освобожден от физкультуры. Не подпирают стеночки и не сидят на лавочке. Преподаватель вовлекает их в щадящую, но разнообразную программу занятий.

Особое внимание здесь уделяют и двигательной активности младших школьников. Несколько раз за урок для них проводят физкультминутки. Иногда преподавателям в этом помогают проверенные временем прибаутки типа: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали», а иногда — яркие таблицы и интерактивные доски (для релаксации зрения, например, малыши следят за порхающими на экране бабочками).

А в школе N 88 решили, что и трех часов в неделю детям недостаточно, чтобы сохранять правильную осанку и снимать статическое напряжение с мышц тела. После уроков для учеников первых-третьих и пятых классов работает бесплатная секция «ЗОЖик» (десять часов в неделю), которую ведет Ольга Котова. Эти занятия не так регламентированы, как физкультура, считает она, поэтому можно вводить больше игровых элементов, которые так нравятся детям.

Здоровый ребенок должен быть не только физически, интеллектуально, но и психологически развитым — такой точки зрения придерживаются в школе N 88, поэтому открыли кабинет валеологии или, по-русски, кабинет здоровья. Психолог Феликс Семихин проводит здесь развивающие занятия с учащимися младших классов, работает по программе «СИРС» (система интенсивного развития способностей) и «БОС» (био-обратная связь). Кабинет оборудован специальной мебелью, компьютерным, технологическим и игровым оборудованием. Школьников с помощью правильного дыхания учат даже антистрессовым методикам.

Галя Безбородова

— Есть дети, для которых каждый ответ у доски — стресс, — говорит Феликс Валерьевич. — Надо их научить справляться с этим! Ведь чем меньше стресса — тем меньше болезней и неуспеваемости.

Внедрение в школе здоровьесберегающих технологий должно бы только радовать пап и мам, но иногда новшества встречают непонимание со стороны родителей, констатирует Людмила Чеботарь. Некоторые, например, протестуют против активных занятий физкультурой во внеурочное время, считают это дополнительной и ненужной нагрузкой.

Возможно, и в широком применении здоровьесберегающих технологий нужен узкий индивидуальный подход. Очень конкретный — к каждому отдельному ребенку. Ведь смысл всех этих новшеств не только в статистической массовости.

***
фото: На занятии клуба «ЗОЖик»;Урок ведет Эрнест Шакиров;Физкультминутка в лицее N 34;Феликс Семихин работает по программе «БОС».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта