Ступит ли на этот борт президент России?
Служебный катер Владимира Путина собирают на заводе «Тюменьсудокомплект».
По крайней мере, рабочие надеются, что первым рейс на нем проведет президент России: он обещал приехать в Красноярский край на открытие Богучанской ГЭС, для которой и предназначено это обстановочное судно. Пока корабль — только голый остов из металла с белой выкройкой мелом на бортах. В Туре, над которой расположен завод, не плещется вода, нигде не слышно шума двигателей, воздух не пахнет ни тиной, ни соляркой. Одним словом — зима.
Так говорят речники, когда на корабле не установлено основное оборудование, а есть лишь каркас. И специфический язык корабелов, наверное, самое яркое напоминание о водной специализации предприятия.
Виктор Двоеглазов поворачивает задрайку, проводит нас на камбуз, показывает каюты и все остальное. Для него употребление специальных терминов — не поза или производственная необходимость, а годами наработанная практика. На заводе он руководит внутренней отделкой — устройством переборок, подполков, мебели. А до того был штурманом на речном судне.
Его помощник Сергей Сунгуров два года служил на флоте, так что и ему морской язык знаком. «Это судьба моя, — говорит молодой столяр, — работать на кораблях!»
Изготовлением мебели занимается столяр Олег Удинцев. Он должен создать предметы — диваны, шкафы, столы — с учетом крайне ограниченного пространства и скошенных углов в каютах. Работа ему нравится как раз сложностью: смастерить мебель одновременно и удобной, и маленькой, а каждый корабль или катер предоставляет новые возможности для ума и рук.
Мастер корпусных работ Сергей Шаталин подтверждает, что люди здесь трудятся особенные. Квалификацию сварщиков, например, регулярно проверяют инспекторы Российского речного регистра — смотрят, как те справляются с практическими заданиями.
— Но и без того, — говорит Сергей Юрьевич, — работники у нас настолько талантливые, что могут варить с закрытыми глазами!
Для большинства работающих здесь становятся испытанием стужа, ветры, или, скажем, дожди — все совершается исключительно на свежем воздухе!
Заместитель директора предприятия Андрей со знаковой фамилией Водинский рассказывает, что приход весны — не только начало подготовки к навигации, но и улучшение условий производства: растет световой день, становится теплее. Зимой трудиться гораздо сложнее.
Только корабли холодов не боятся, даже если стоят в замерзшей воде. Рефрижераторное судно «Нум» кран завода не смог бы поднять на стапели — уж слишком судно тяжелое. «Нум», построенный в прошлом году на верфи судостроительного завода по заказу администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, сейчас вернулся в Тюмень после ходовых испытаний для достроечных работ, а ямальцы уже планируют заказать «Нум-2». Кроме того, в ходе недавнего визита северной делегации обсудили возможность постройки плавмагазинов для обеспечения продуктами удаленных поселений Ямала.
Но это проекты. А реальность — катера для Богучанского и Капчагайского водохранилищ, буксиртолкач для Семипалатинска, малый сетевой подъемник и транспортное судно для ямальцев. Эти корабли изготовят на тюменском предприятии в ближайшие полгода.
***
фото: Виктор Двоеглазов;Сергей Шаталин.