В Следственный комитет за ответом на трудный вопрос
За тот год, что начальники следственного управления Следственного комитета РФ по Тюменской области проводят общественные приемы, не случалось, чтобы их кабинеты пустовали.
Кажется, что жалобы граждан на работу правоохранительных органов не иссякнут никогда…
— Люди редко приходят с первичными заявлениями о совершении преступления. Обычно к руководству они вынуждены идти уже в том случае, если вопрос не могут или не хотят решить сотрудники одного из отделов, — рассказывает исполняющий обязанности руководителя СУ СК РФ по Тюменской области, полковник юстиции Анвар Ахмедзянов.
И признает, что были в практике случаи, когда по обращениям граждан руководство инициировало проверку, и та подтверждала необоснованность действий того или иного следственного работника.
— Человеческий фактор, — разводит руками Анвар Ахмедзянов. — Подобного невозможно, наверное, избежать ни в одной структуре. Главное — вовремя это пресечь, и личное общение с горожанами этому способствует.
Вчера Анвар Марсилиевич пригласил тюменцев в межрайонный следственный отдел. На прием предварительно записались пятеро человек. Вычислить их в коридорах отдела (пришли заранее, чтобы вдруг не пропустить встречи) не составляет труда. Уставшие глаза, озабоченные лица, в руках — сумка или пакет, из которого выглядывает ворох бумаг.
— Я уже отчаялся переписываться с полицией, — говорит Федор Алексеев. — Оттуда мне пришло пять отказов в возбуждении уголовного дела. Это при том, что прокуратура каждый раз опровергает эти отказы и отправляет материалы на дополнительную проверку. Однако полицейские опять отписываются. Аргументируют свой отказ тем, что фигуранты дела… не явились на допрос. Так они и не явятся, если их не привести!
Если учесть, к тому же, что один из фигурантов, Анатолий Санников, не так давно уже проходил по уголовному делу. Освободился из тюрьмы весной прошлого года. Понятно, что лишний раз встречаться с полицией ему не улыбается.
— То, что Санникова осудили, было для меня полнейшей неожиданностью, — продолжает Алексеев. — Хотя к тому моменту я уже сделал для себя выводы о его недобросовестности, но до последнего надеялся на лучшее.
Дело в том, что в начале 2008 года Алексеев вместе с сыном решили продать свой участок, что в поселке ММС. Они выяснили, что построить на нем свой дом не удастся — в городской администрации сказали, что земля эта предназначена для строительства исключительно многоэтажного дома. Приобрести участок взялась фирма «Тюменский строитель», ее генеральный директор Анатолий Санников заключил с Алексеевыми договор: всего он им отдаст 17 млн. рублей, но частями. Два — сразу же в руки, на семь выпишет расписку, а вместо восьми предоставит им четыре квартиры в строящемся доме.
Все, что получили Федор Тимофеевич и его сын, — это два миллиона из 17-ти.
— По расписке он деньги отдавать не желал, каждый раз говорил: «приходите завтра», — говорит Алексеев. — А когда я в очередной раз пришел «завтра», его коллеги сказали мне, что он… сидит!
Осенью прошлого года прокуратура сообщила, что Центральный районный суд приговорил генерального директора фирмы «Тюменский строитель» Санникова и его подельника — заместителя генерального директора фирмы «СТ-Вероника» Игоря Дурандина к шести годам заключения. Они умудрялись продавать дольщикам квартиры, которые уже находились в чьей-то собственности.
— Когда узнал об этом, кинулся проверять — что там с теми обещанными мне четырьмя квартирами, — продолжает Федор Тимофеевич. — Конечно, они тоже уже были кому-то проданы!
Только вот дом на улице Тихой-Просторной (поселок Матмасы), где обещали квартиры Алексееву, был не тем, за который наказали Санникова (в том деле речь шла о доме на перекрестке улиц Малыгина и Мориса Тореза).
— Я обратился в полицию уже после состоявшегося суда, — говорит мужчина. — В возбуждении уголовного дела мне отказали. А Санников вышел на свободу прошлой весной — уж не знаю, по кассации или как… И все так же не выполняет своих обязательств.
— Да, мошенничествами в таком размере, действительно, может заниматься Следственный комитет, — изучает бумаги Анвар Ахмедзянов. — Но вся проблема в том, что материалы находятся в разработке у полиции. Сами мы забрать их оттуда не можем, и вмешаться в их работу тоже не имеем права. Единственный выход — опять обратиться в прокуратуру, только уже областную. В заявлении укажите, что просите поручить проверку Следственному комитету. Если прокурор удовлетворит просьбу, этим займемся мы. И отвечать за все тоже будем мы.
Федор Алексеев вздыхает, достает из портфеля таблетки от сердца. Еще пару лет назад он наивно полагал — чтобы правоохранители начали искать преступника, достаточно сообщить им о совершенном преступлении…
… За вчерашний день на столе у Ахмедзянова свои заявления оставили еще четыре человека. Одному тюменцу обещали помочь — ему вовремя не сообщили о проверке, проведенной по его заявлению. Остальным трем смогли только посоветовать обратиться в прокуратуру, они тоже жаловались на бездействие полиции.
— В таком случае есть еще один выход — обращение в суд, — говорит полковник. — Но не у всех граждан получается сориентироваться в правоохранительных ведомствах. Мы тоже ограничены определенными рамками закона и, к сожалению, не можем превышать своих полномочий. За свою же работу всегда готовы отчитаться. Заявления, которые поступают к руководству на общественных приемах, никуда не перенаправляются. Мы лично контролируем их проверку, и ответ тоже даем лично.
За прошедший год в тюменский Следственный комитет поступило 68 письменных обращений; 24 были направлены в прокуратуру, 44 рассмотрены в аппарате управления, пять из них удовлетворены — сотрудники, допустившие ошибку в своей работе, наказаны.
***
фото: Обманутый Федор Алексеев вот уже четвертый год ищет правды. Сейчас – на приеме у и.о. начальника следственного управления Следственного комитета РФ по Тюменской области Анвара Ахмедзянова.