Школа лесных премудростей
Недавно я нашла в Интернете картинку: лист бумаги поделен на две части. С левой стороны нарисованы значки известных марок одежды, автомобилей, компьютерной техники. С правой — листья деревьев.
Предлагается проверить, что вы назовете быстрее и безошибочнее — модные фирмы или породы деревьев? В целом, я прошла проверку. Но задумалась: а как же выглядит осина? И чем отличаются иголки у ели, сосны и лиственницы?
У школьников из лесничества «Бурундучок» в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре вряд ли возникли бы такие вопросы. Лучше любого взрослого в породах деревьев тут разбираются, наверное, уже ученики третьих-четвертых классов.
«Бурундучок» — одно из ведущих школьных лесничеств в округе, а может, и во всей Тюменской области. Здесь серьезно занимаются лесным просвещением и образованием. Не зря руководителю Нелли Холодаевой одной из первых дали слово на конференции по проблемам и перспективам развития школьных лесничеств всего Уральского федерального округа, которая впервые прошла в Тюмени.
Что такое школьное лесничество? Первое, что приходит в голову, — небольшая группа подростков во главе с учителем-энтузиастом, которые устраивают прогулки в ближайший лес да мастерят кормушки для птиц…
Как бы не так! «Бурундучок» — это целая школа лесной науки, где есть начальное и среднее звено, свои старшеклассники, а главное — хорошая производственная база и музей.
— Как только лесничество организовалось, нам выделили кедровник площадью десять гектаров в центре нашего города Нижневартовска — и это большая удача. В лесу, на конкретных примерах, гораздо проще детям что-то объяснить, чем в четырех стенах. Туда легко можно добираться на автобусе. Мы содержим закрепленную за нами территорию в порядке — устраиваем субботники, занимаемся лесовосстановлением, — рассказывает Нелли Холодаева. — Есть у нас и летняя полевая школа, которая действует при поддержке лесхозов. Месяц живем и работаем в полевых условиях. К нам часто приезжают журналисты, гости. Они удивляются и спрашивают — как вы заставляете детей работать? А я не заставляю, они сами тянутся к лесу, к земле. Потому что в этой науке полевая практика — самое важное. Наверное, их вдохновляет то, что они видят результаты своего труда. Например, в прошлом году мы высадили около двух тысяч деревьев.
Старшие школьники пробуют себя в качестве инструкторов и проводят занятия у малышей.
Во время презентации «Бурундучка» и других лесничества на большом экране крутятся слайды.
— О, Антон Колодин, он в «Берендее» занимался. Коля Прищеп…
— Он отучился? — Отучился! — слышится с дальних рядов разговор преподавателей Уральского государственного лесотехнического университета.
Нечаянно услышав это, я сделала вывод, что слова о профориентации школьников и подготовке квалифицированных кадров для лесного комплекса — не пустой звук. Такие лесничества действительно нужны и полезны.
В 70-80-е годы прошлого века их количество по всей стране достигало нескольких тысяч. Школьники помогали лесхозам в посадках и уходе за насаждениями, знакомились с основами этой специфической науки, выполняли самостоятельные исследовательские работы. Из юных энузиастов выросли многие известные специалисты лесного хозяйства.
Но во времена перестройки школьные лесничества остались без централизованной поддержки. Многие из них исчезли или сохранились только на бумаге. Так, по югу области работают сейчас всего 13 лесничеств (в основном, в районных школах). И всего два в Тюмени — в школах N 57 и N 72.
По мнению специалистов, чтобы движение набрало былую силу, нужна хотя бы минимальная законодательная и материальная база — определенный статус школьных лесничеств и четко очерченный круг их обязанностей, возможные источники финансирования и единый план работы. Плюс возможности для того, чтобы дети могли общаться друг с другом, выезжать в разные территории.
Эти пункты записали в резолюции конференции и надеются на положительные результаты.