До победы еще далеко
— Уровень наркотизации, как в России, так и в Тюменской области, по-прежнему очень высок, — рассказывает заместитель начальника областного управления ФСКН Владимир Мироненко.
С появлением новых профессий в России возникают и новые профессиональные праздники. Например, 11 марта — День работника органов наркоконтроля. В этот день в 2003 году был подписан указ президента России о создании ведомства.
За девять лет работы наркополицейские выявили в Тюменском регионе больше одиннадцати тысяч преступлений.
Подробнее об успехах и неудачах ведомства «Тюменскому курьеру» рассказал Владимир Мироненко.
— Органы наркоконтроля, по сравнению с другими силовиками, созданы в России не так давно, — говорит Владимир Валентинович. — Это, с одной стороны, помогает оценить эффект от нашей работы, а с другой… Давно существующие подразделения имеют четкую и выстроенную систему. Нам же пришлось долгое время заниматься оргвопросами. Первое время, когда только упразднили налоговую полицию, а на ее базе создали управление наркоконтроля, было очень тяжело. Шла работа по приведению нормативной базы в соответствие с общероссийским законодательством. Вся материальная часть и процентов двадцать сотрудников достались нам от налоговой полиции, да еще влились специалисты из отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Из этих людей сформировался костяк, на котором до сих пор все держится. Мы говорим, что ситуация с наркотиками в России стабилизировалась, но это стабилизация относительно того, что было прежде. Период с девяностых до начала двухтысячных годов, несмотря на всю демократию, был кризисным. Росло количество общеуголовных преступлений, а с ними — и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Они неразрывно связаны друг с другом, и динамика была страшная. Мы даже сейчас не до конца разобрались с последствиями. Так что стабилизация ситуации не дает нам права почивать на лаврах.
… Тем более что взамен старых рисков появляются новые. Ввоз афганского героина в регион несколько снизился, зато возросло количество импортируемого гашиша. Стремительно развивается дезоморфиновая наркомания. Все шире распространяются так называемые «соли» и курительные смеси. Кстати, в этом отношении больше всего беспокоит повсеместная «заборная реклама». Возникает законный вопрос: неужели по номеру телефона нельзя вычислить продавца?
— В прошлом году мы начали анализировать причины распространения уличной рекламы наркотиков, — отвечает Владимир Валентинович. — Мы ведь что с ней только ни делали! Сначала закрашивали, потом, по инициативе администрации города, начали каждые пять минут совершать автодозвон на эти номера и включать запись: «это уголовно наказуемое деяние…» Потом писали письма операторам сотовой связи и просили блокировать подобные телефоны. Но все это не имело эффекта: мы закрашиваем надпись — появляется новая, мы начинаем автодозвон или блокируем номер — покупается другая sim-карта. Чтобы искоренить уличную рекламу, нужно бороться с причиной, а не со следствием. Причина — систематические нарушения, допускаемые дилерами операторов сотовой связи. Именно дилерами — людьми, которые продают sim-карты, не заботясь о достоверности предъявленных документов, а иногда и вовсе выписывают «липу». У нас есть десяток фактов, когда в графе «адрес» у владельца номера было указано: Малыгина, 54 — это, между прочим, адрес областного управления ФСКН! Сейчас мы нашли общий язык с компаниями сотовой связи, и если им удастся навести в этом деле порядок, то уличная реклама сойдет на нет. Но профилактические меры, вроде блокировки sim-карт и закрашивания номеров, — не единственное, что мы делаем. Все организованные группы, чью деятельность нам удалось пресечь, так или иначе, использовали уличную рекламу или Интернет. Конечно, мы их отрабатывали в рамках оперативного реагирования.
… В преддверии 1 июня, когда закон о рецептурном отпуске кодеинсодержащих препаратов вступит в силу, мы не обошли стороной в разговоре и тему дезоморфиновой наркомании.
— Результаты нашей работы можно показать на примере ликвидированных наркопритонов, — говорит Владимир Мироненко. — Этот аспект социально значим, ведь можно не знать, что твой сосед, например, член преступной группировки, а притон в своем подъезде не заметить не получится. В прошлом году нами выявлено 116 наркопритонов. Цифра хоть и не оптимальная, но значимая. В позапрошлом году их было только 56. Конечно, здесь играет роль не только работа наших сотрудников, но и увеличение количества подобных точек. Причина тому — рост дезоморфиновой наркомании. Рецептурный отпуск кодеинсодержащих препаратов необходим, но даже это полумера. Нужно, чтобы они были внесены в список сильнодействующих препаратов. Только тогда эти лекарства попадут в правовое поле управления наркоконтроля. И еще: незаменимыми помощниками в борьбе с дезоморфиновой наркоманией являются граждане. Обратная связь с жителями Тюмени у нас налаживается: в прошлом году звонков с сообщениями поступило в два раза больше, чем в позапрошлом. Мы проверяем все факты. Одни не подтверждаются, а из других следуют уголовные дела и реальные сроки наказания для наркоторговцев.
P.S. Телефон «горячей линии» УФСКН России по Тюменской области — 27-00-00.