X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

И с одной стороны, и с другой стороны…

Совместный проект «Тюменского курьера» и газеты «Армизонский вестник»

Год четвертый, выпуск 84-й

«Вот если бы камни могли говорить!» — восклицал некий историк, ломая голову над очередной загадкой.

Хорошая мысль! Если камни истории разом заговорили, если бы немые свидетельства, скрывающиеся в тишине архивов, вдруг разом обрели голос и стали всеобщим достоянием, тогда…

Сколько слепленных мифов рассыпались бы в прах. Сколько ярких биографий, героических легенд, построенных на песке вымыслов, предположений и просто авторской фантазии, превратились бы в свою противоположность.

В конце прошлого года я «ухватил за хвост» обрывок телепередачи, посвященной битве под Москвой в 1941 году. И в этом обрывке — повторение легенды о 28 гвардейцах-панфиловцах, которые у разъезда Дубосеково в Волоколамском районе разгромили целую танковую колонну. Разгромили, да сами и полегли все до одного. А за подвиг посмертно награждены золотыми звездами Героев.

Вот и сегодня о случившемся у разъезда Дубосеково многие знают многое, все — что-нибудь. И, видимо, по старой формуле: никто не знает достаточно. Потому что легенды куда более живучи, чем правда.

И уже никому не интересен факт, что никакого «героического боя у разъезда» не было. Не было «неполной роты бойцов (28 или 30), задержавшей танки». Фамилии героев попали в указ по списку, составленному только после публикации очерка в газете «Красная звезда». И кое-кто из «награжденных посмертно» оказался в плену, кое-кто продолжал воевать, кое-кто, как бывший сержант Добробабин, вернулся к себе домой в украинское село и там вступил в германскую вспомогательную полицию. А кое-то вообще не имел никакого отношения к событиям — пришлось задним числом менять и текст указа… Эти факты и многие другие материалы, опубликованные в 1990-е годы, не оставили, по словам известного историка Бориса Соколова, «камня на камне от мифа о бое у разъезда Дубосеково».

Но много ли тех, кто все еще читает исторические книжки? Много ли знакомых с документами судебного процесса 1948 года, на котором судили бывшего сержанта Ивана Добробабина, где и была открыта «тайна 28 гвардейцев»? Зато едва ли не все слышали песню «Золотая моя Москва», согласно тексту которой «в сердцах будут жить двадцать восемь самых лучших твоих сынов…»

Спрашивается вопрос: стоит ли разбирать «воздушные замки» истории?

Это трудно и сложно. Но, с другой стороны, гласит народная мудрость, вслед за награждением непричастных следует наказание невиновных. В тени подвигов назначенных героями остаются тысячи рядовых, которых в сравнении именно с этими героями можно было десятилетиями лишать простого права считаться участником войны. Потому, что не умер, что оказался в плену и там не умер.

По этой причине только через сорок лет в Тюмени на стеле у Вечного огня появилось имя Николая Максимовича Захарчука. Он за Днепр награжден посмертно, но вот незадача — не умер, а оказался в плену. И только в 2006 году после публикации очерка в «Тюменском курьере» справедливость восторжествовала.

Владимир Мелешко, главный редактор

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта