Как заставить пельмень улыбаться
Типичная предпраздничная картина — несколько женщин за столом, стоит кастрюля с фаршем, на столе копятся готовые пельмени. В цехе компании «Летюс» вместо стола — лента конвейера, а количество изделий исчисляют не штуками, а сотнями килограммов.
Если точнее — 800-900 килограммов мясных полуфабрикатов в день. Специальный автомат заворачивает фарш в тесто, и на конвейер выходят заготовки, которым работницы только защипывают «ушки». Благодаря рукам работниц, у пельменей появляется улыбка, согретая человеческим теплом.
Людмила Прокопьева уже к пятой смене научилась лепить эту улыбку как следует, жалуется только, что под конец работы начинает болеть спина, но опытные сотрудники говорят, что это с непривычки. Людмила Самоедова, напротив, пришла сюда, потому что устала работать стоя, — до того она была поваром в детском саду.
Всего их здесь восемь: бригадир, шесть пельменщиц и оператор пельменного аппарата. Большинство трудится по нескольку лет, хотя технолог Мария Григорьева подтверждает, что работа тяжелая. Приходят новые работницы, уверенные, что если по праздникам они успешно лепят пельмени дома, то и здесь получится. Но на деле все оказывается сложнее: ты весь день сидишь, перед глазами постоянно движется лента конвейера. Однажды, вспоминает Григорьева, одна из новеньких отработала только до обеда, потому что потом у нее «все поплыло перед глазами»…
Впрочем, конвейер останавливается, когда рабочие переходят к другому виду продукции. На автомате меняют насадку, и вместо маленьких пельменей он начинает выдавать большие или манты, или вареники…
Меняют насадки оператор машины Диля Ашурова и бригадир пельменщиц Татьяна Главатских. Это, можно сказать, ветераны пельменного цеха. А Диля Ашурова рассказывает, что девять лет назад, когда еще не было специального оборудования, все делали руками: раскатывали тесто, нарезали кругляшки заготовок, закладывали фарш. Производительность была — 50 килограммов с человека в день. Сейчас скорость увеличилась, говорит оператор, но все-таки раньше продукция была более домашней: машина есть машина, рук она не заменит. Но несмотря на это производство все же напоминает домашнее: в конце рабочей смены оператор разбирает аппарат, моет съемные части, словно хозяйка — мясорубку.
… Пока меняют насадку, есть возможность передохнуть, кроме того, перерыв нужен, чтобы на фасовке поменяли упаковочную пленку.
К фасовщику продукция поступает через цех шоковой заморозки. На длинной зигзагообразной ленте конвейера пельмени замерзают за тридцать минут. После специальным дозатором отмеряют — по 400, 800 граммов, затем пельмени запаивают в целлофановую пленку и отправляют в холодильник на хранение.
В связи с праздниками и выходными днями количество заказов увеличивается, говорит Мария Григорьева. Поэтому с мнением, что пельмени в последнее время перестали быть праздничным блюдом, работницы не соглашаются, хотя сами давно уже перестали его готовить.
— Покупаем здесь свою продукцию, — говорит Наталья Устинова. — За день налепишься так, что делать что-то подобное дома уже неохота.
***
фото: Пельменщицы за работой.