Таможня у летного поля
Для большинства тюменцев аэропорт Рощино — прежде всего пассажирский. С работой здешней таможни знакомо не так много людей. Хотя именно благодаря ей в прошлом году в бюджет перечислено более 500 миллионов рублей.
Таможенному посту, расположенному на территории Рощино, столько же лет, сколько и самому зданию аэропорта. Правда, вспоминают старожилы предприятия, по площади, оснащению, числу работников прежняя таможня не сравнима с современной. Сегодня специалисты (их 37), принимающие грузы, оформляющие таможенные декларации и обеспечивающие сохранность грузов, поступивших на склад временного хранения, работают в светлых, теплых, хотя и немногочисленных, помещениях. А раньше им приходилось довольствоваться небольшой каморкой где-то на периферии летного поля.
За последние годы многое поменялось. Хотя функция таможенного поста осталась та же — оформление товаров, которые поступают воздушным транспортом из-за границы. Несмотря на резко возросшее за последний год количество деклараций (почти на 50%), заграничных грузов до Тюменской области долетает не так много. И специфика их примерно одинакова: воздушные суда и запчасти к ним.
Иногда грузооборот значительно оживляется, и в качестве груза прибывают… суточные цыплята. Чтобы в целости и сохранности передать этот «скоропортящийся» груз получателю, цыплят принимают как дорогих гостей. Раньше птенцам открывали особую зону таможенного контроля в аэропорту, потом стали создавать такие на территории самих птицефабрик. Сейчас для будущих бройлеров процедуру еще больше упростили. На цыплят подают предварительную декларацию, заранее готовят необходимые документы. А когда юные курочки и петушки прилетают в Тюмень на борту самолета, их просто пересчитывают — не по головам, а по количеству погрузочных мест. Если все соответствует поданной декларации — пернатых выпускают. И с самолета они прямиком направляются на птицефабрику.
Примерно такую же ускоренную процедуру — с предварительным оформлением декларации и минимальными сроками транспортировки — проходят и прибывающие авиабортами партии вакцин. Этот груз тоже очень чувствителен к условиям хранения.
Впрочем, с введением в 2010 году электронного документооборота, увеличилась скорость оформления всех прибывающих грузов. Теперь импортные и экспортные операции производят за несколько часов, буквально с колес. Если в прошлом году услугой электронной подачи деклараций воспользовалось около 90% участников внешнеэкономической деятельности, то за два месяца этого года практически все (97%) были поданы в электронном виде. Для грузоотправителей и получателей такая форма значительно сокращает затраты времени и сил.
К счастью, по словам Тамары Чикишевой, начальника таможенного поста аэропорта Рощино, новые правила не требуют сокращения численности работающих. Наоборот, если грузооборот будет расти такими же темпами, то специалистов на таможне потребуется больше.
Благо, за молодой сменой далеко ходить не надо. Подготовкой выпускников по специальности «таможенное дело» занимается Тюменский госуниверситет. В целом качество такой подготовки в Рощино оценивают как неплохое. Учить с нуля, как раньше, не надо. Практику — и курсовую, и преддипломную — будущие таможенники проходят на территории аэропорта. И если поступают сюда на службу — приходят в уже знакомые стены. Но, по наблюдениям Тамары Анатольевны, по-настоящему в ритм работы молодые специалисты включаются только года через два. И то при условии строгого соблюдения дисциплины.
Работа таможенника со стороны может показаться рутинной: из раза в раз он должен безукоризненно выполнять одни и те же действия. И хоть на сотый, хоть на тысячный раз повторения — не имеет права делать ошибки. В лучшем случае эта неточность может привести к курьезу.
Уже полгода на складе временного хранения пылится груз, хозяина которого никак не могут найти. Причина в том, что некто и где-то — не то в Чикаго, не то в Буэнос-Айресе — перепутал наклейки-стикеры. Вес посланного совпадал с заявленным в декларации, но содержимое было совсем из другой «оперы». Это выяснилось через четыре месяца после прибытия коробок в Тюмень (таков максимальный срок содержания грузов на складе временного хранения).
Декларант, когда его вызвали, решил воспользоваться правом открыть посылку в присутствии работника таможенной службы. А вскрыв, не поверил своим глазам. За время пути запчасти к вертолетам превратились в… платы для компьютеров. Получать груз, а тем более платить за хранение (по два рубля 20 копеек за сутки) гражданин отказался. К поискам владельца коробок подключили административную комиссию. Но хозяина ищут до сих пор…
Проверить, что находится внутри, можно и другим путем. Вскрытие, утверждает Андрей Бельковский, начальник отдела таможенного досмотра, — крайняя мера. Специальный аппарат, установленный на складе временного хранения, просвечивает груз в разных спектрах. И на мониторе видно не только его содержимое, но и материал, из которого оно изготовлено. Металлические детали дают свечение от черного до темно-синего, а полимерные — оранжевое. Если очертание или состав не соответствуют задекларированному — таможенник возьмет груз на заметку.
Все поступающее на склад проверяют и на радиоактивность. Для контроля за радиоактивными материалами предназначена система «Янтарь». Она считывает радиоактивный фон. Есть, конечно, товары, которые традиционно сильнее «фонят», например, санфаянс или керамическая плитка, но этот фон в пределах нормы. Если же микрозивертов больше единицы — система подает звуковой сигнал. Объявляется карантин, и груз перемещается в отдаленное место, иногда в самый дальний угол открытой площадки. Его огораживают и ограничивают туда допуск людей.
Но пока таких ЧП, говорит приемосдатчик Ирина Железнова, в тюменской практике не было.
Полки склада временного хранения максимально наполняются два раза в неделю, когда в Тюмень прибывает и отправляется рейс на Мюнхен. Этот борт доставляет до 90% прибывающих на таможенный пост грузов. Но, как правило, долго они на полках не залеживаются. Таможня делает свое дело — и дает добро.
***
фото: Андрей Бельковский возле системы «Янтарь»;В отделе приема деклараций инспектора Анета Филиппова и Елена Савчук;Склад временного хранения готов к приему грузов.