… И каждый талантлив в чем-то своем
Ямки и канавки на поверхности керамической посуды приемщик-контролер крупного предприятия назвал бы браком, а искусствоведы считают их… «промысловым шиком».
Гончар Андрей Задерий рассказывает, что специально оставляет в глине корешки, которые выгорают при обжиге, образуя мелкие раковины. Он обваривает изделие в молоке, натирает воском, и на поверхности проявляются красивые круговые узоры. Так посуда начинает во всем соответствовать традиционной. На нее приятно смотреть, держать в руках, гладить округлые формы.
Народная посуда, считает Андрей, один из участников экспозиции «Народные промыслы», открывшейся вчера в выставочном зале, — это квинтэссенция знаний, передаваемых мастерами из поколения в поколение. Мастерская гончара в Омске вся оклеена рисунками и фотографиями древних изделий, чтобы легче было погрузиться в этот мир, не отвлекаться на ненужное… И у него это получается великолепно — кружки, кувшины, тарелки, чайники и даже крынки обычно разбирают за первые дни ярмарок.
— Казалось бы, зачем в современном доме крынка? — говорит Задерий. — Я отвечаю: для уюта, от этого предмета становится хорошо, тепло…
Творческая мастерская «Беленко», тоже из Омска, напротив, целенаправленно изготавливает посуду для повседневного использования.
— Мы специально не используем никаких декоративных элементов для наших деревянных изделий, — говорит Виктор Беленко. — В старину мастера использовали для посуды натуральные краски, сейчас же нет такого лака, который был бы безопасен для здоровья.
На стенде Виктора Кирилловича — ваза, сделанная из дерева грецкого ореха. Чтобы ее изготовить, материал высушивался, уплотнялся, набирал прочности в течение двадцати лет! Затем льняное масло, которым покрыли изделие, в свою очередь, сохло год.
— В Китае, — говорит токарь-ремесленник, — делают подобную посуду, покрывают ее олифой, высушивают в сушильных шкафах за три дня. А чтобы не пахло химией, добавляют ароматизаторы… У нас хлебница, например, лакирована только снаружи, а внутри пахнет деревом.
В своем городе отец и сын Беленко (Виктор в этом дуэте — старший) проводят мастер-классы, дают людям работу на дом, а самое главное — помогают реализовать продукцию. Собственно, помощь с продажей изделий — то, в чем нуждаются все участники выставки. Не случайно она была организована как ярмарка. И не напрасно в Тюмени создан Центр прикладного творчества и ремесел, аккумулирующий вокруг себя мастеров-индивидуалов. Резидентам этого промыслового инкубатора в выставочном зале было отдано самое большое пространство. Здесь любители лоскутного шитья, бондарный мастер, кукольники, ткачи, косторезы…
Ольга Некрасова, занимающая лоскутным шитьем, говорит, что объединение в центр очень удобно. Если кто-то заинтересовался изделиями, то всегда может обратиться туда — ему дадут координаты мастеров, работают которые, как правило, дома.
Индивидуальность мастеров и уникальность изделий — вот два столпа выставки. Причем, самая эксклюзивная вещь — и самая дорогая. Братья Арангуловы из Тобольска нашли бивень мамонта на берегу Иртыша, подклеили, отшлифовали, установили на подставку и продают за… миллион рублей. Приобрести этот сувенир или любые другие на выставке можно до 8-го марта.
***
фото: Андрей Задерий проверяет цену горшка;Виктор Беленко и его посуда;Ольга Некрасова рассказывает о тюменском Центре ремесел.