Cудный год
По примерным подсчетам, за прошедший год в судебных тяжбах приняли участие около 400 тысяч тюменцев. А это, ни много ни мало, треть населения области.
Оценки этой статистике можно давать разные, говорит председатель областного суда Анатолий Сушинских. Однако среди прочих обязательно будет и положительная: растет гражданская активность людей.
— Но стоит отметить, что такая тенденция существует не во всех регионах страны, — добавляет Анатолий Михайлович. — В 2011 году впервые за последнее десятилетие количество гражданских дел по России в целом, напротив, уменьшилось.
Невольно закрадывается сомнение: каким же образом граждане, не дошедшие до суда, сумели разрешить свои правовые споры (а их возникает, наверняка, не меньше, чем и прежде)? Может, не обошлось без взятки должностному лицу?
— Кстати, на фоне роста гражданских дел количество коррупционных в нашем регионе снизилось на 42,8% по сравнению с 2010 годом, — рассказал Анатолий Сушинских. — И тут уже сложно сказать, почему именно: либо взяток давать стали меньше, либо преступления подобного рода хуже выявляются…
Второе — вполне вероятно. Ведь взяточника когда легче поймать за руку? Когда на него нажалуется сторона дающая. А в нашей стране уже давно все коррупционные аферы вершатся с обоюдного согласия: дающему нет смысла рассекречивать берущего. Недальновидно получается. Авось, еще придется к нему обратиться?
— Да, не спорю, менталитет у нас меняется очень медленно, — согласился Анатолий Михайлович. — Если у человека случается какая-нибудь неприятность или необходима помощь определенного рода, он сразу же начинает припоминать: у кого из знакомых есть знакомый в той или иной структуре?
В качестве примера наш собеседник привел недавнее громкое дело о взяточнике из высокопоставленных чинов тюменского УМВД. Правда, имени его Анатолий Сушинских называть не стал, потому что полицейского… оправдал суд присяжных. Двенадцать человек разного возраста и социального статуса решили: не виновен.
— Уж как они к этому выводу пришли — неизвестно, — разводит руками председатель областного суда. — Тайна совещательной комнаты!
Хотя тайна невелика. Судя по всему, люди просто прикинули: а зачем терять такие «ценные» кадры в правоохранительных органах? Вдруг пригодятся когда-нибудь… Хотя присяжных могли еще и подкупить или припугнуть.
— Маловероятно, — ответил Сушинских. — Обычно такие моменты выявляются в процессе судебного заседания. Скрыть резкие изменения настроений в команде присяжных — сложно. Если у судьи или других участников процесса возникают какие-то сомнения, то присяжного меняют на запасного.
Так было, например, несколько лет назад, когда в областном суде рассматривалось дело крупной банды. Подсудимые потребовали суда присяжных. Процесс длился почти два года. К моменту, когда планировалось вердикт, запасных присяжных уже не осталось — многие выбыли из «игры» под давлением обвиняемой стороны. Поэтому судья принял решение перестраховаться: в ночь перед приговором все двенадцать человек были размещены в гостинице под охраной. Чтобы не ставить под удар ни этих людей, ни объективность будущего вердикта.
— В тот раз приговор был обвинительным, однако статистика показывает, что именно присяжные выносят больше всего оправдательных приговоров, — сообщил Анатолий Сушинских.
А профессиональные судьи — обвинительных. Не всегда, кстати, эти решения бывают верными. Случаются и осечки — это когда высшая инстанция (областной или Верховный Суд) отменяет первоначальный обвинительный приговор.
— В таком случае государство обязано выплатить оправданному гражданину компенсацию, — продолжает председатель областного суда. — И тем самым исправить свою ошибку.
Раньше же, когда не было моратория на смертную казнь, судья рисковал совершить ошибку непоправимую.
— Мне самому довелось вынести несколько смертных приговоров, — признался Анатолий Михайлович. — Все осужденные были людьми страшными, загубившими не одну человеческую жизнь. Но, все равно, отправить на смертную казнь — это огромная моральная ответственность… К счастью, в моей практике роковых ошибок не случалось…
… А напоследок несколько цифр, суммирующих итоги прошлого года. В течение 2011-го судьи, работающие в нашей области, приговорили к обязательным работам 1630 граждан, к исправительным работам — 357, к штрафу — 1274, к условному лишению свободы — 3412, к реальному заключению — 2460. Остается лишь надеятся, что обошлось без ошибок.
***
фото: Анатолий Сушинских на пресс-конференции в Доме журналистов.