X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Урок живой или стандартный?

Современные дети с трудом понимают, зачем нужно учиться. Ведь недостатка в информации они не чувствуют.

Образовательные стандарты нового поколения пытаются дать ответ и на этот, совсем не детский, вопрос. Хотя услышать и понять его, разобраться в отличии старых методик от новых, не так просто. Особенно родителям, которых очередная перестройка общего образования беспокоит даже больше, чем учителей.

В региональном департаменте образования и науки решили восполнить информационный пробел и провели областной форум «Большая перемена». К участию пригласили педагогов школ, родителей, представителей управляющих советов, профсоюзных и общественных организаций. Форум проходил одновременно в Тюмени, Ишиме и Тобольске. В областном центре в его работе задействовали три школы, лицей, гимназию и детский сад.

Чтобы почувствовать на себе предлагаемые изменения, взрослым предложили побыть в… роли первоклассников один день и провести его вместе с учителем начальных классов от звонка до звонка. В расписание включили по четыре урока (мастер-класса). Пусть вспомнят мамы и папы забытое чувство прилежного сидения за партой в течение 40 минут! А потом ощутят детский восторг от начавшейся, наконец-то, переменки. Тем более что новые стандарты предполагают не пускать это время на самотек, а использовать специальные оздоровительные технологии с элементами двигательной активности.

В школе N 15 всех гостей разбили на четыре группы, назвав их классами. В каждом уроки вел свой учитель. В первом «г», например, участников форума встречала учитель первой категории Ирина Лукьянчук.

— Где может пригодиться умение решать задачи? — спрашивала она «новеньких» на уроке математики. Вопрос вовсе не праздный. Многие учителя говорят о том, что первоклассникам, действительно, приходится объяснять, зачем надо решать задачи. Родители старательно предлагали свои версии.

Педагог продемонстрировал главную отправную точку новых стандартов: ученик должен сам добывать знания, а не пассивно поглощать уже найденное и разжеванное учителем.

«Учитель только направляет, — убеждала Ирина Александровна, — чтобы у ребят сложилось впечатление, будто они нашли решение сами».

Преподаватель теперь должен пользоваться не традиционным конспектом урока, а сценарным планом, меньше объяснять материал и больше мотивировать учащихся на самостоятельную деятельность.

Поменялись и критерии оценки. Вводимые стандарты требуют, чтобы для учителя была важнее динамика результатов ребенка, а не сама по себе оценка по итогам контрольных работ.

Активность, самостоятельность, умение работать в группе, выражать и доказывать свою точку зрения, применять творческий подход к выполнению заданий, действовать в нестандартных ситуациях — вот декларируемые столпы новой системы. И это не может не радовать.

Правда, чем больше проникаешься этим реформаторским духом, тем больше ощущаешь, что все это уже было. Настоящие учителя ни один из этих «китов» обучения никогда и не упускали из виду.

Так станет ли революцией предлагаемое новое? Или оно больше похоже на хорошо забытое старое?

Более того, учителя, проработавшие несколько месяцев по стандартам начала XXI века, уже нашли в них изъяны. Например, чрезмерную условность предлагаемых методик обучения. Все эти обязательные «смайлики» и схематические изображения эмоций очень уж напоминают компьютерные обозначения. Так и хочется кликнуть на них мышкой. Развивает ли это личностные качества ребенка или, наоборот, заставляет его оценивать себя в строго предлагаемых рамках?

Ни в одной из методик всех нюансов не учтешь, считает Ирина Лукьянчук. Они — не панацея для учителя. Урок, по ее мнению, должен быть живой, и в этом главный секрет успеха.

***
фото: Ирина Лукьянчук.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта