X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Российское кино в американских традициях

«Август. Восьмого», Россия, 2012 г. Режиссер Джаник Файзиев. В ролях: Светлана Иванова, Максим Матвеев, Егор Бероев, Артем Фадеев, Владимир Вдовиченков, Гоша Куценко, Александр Олешко и др.

Если кто-то захочет найти в этом фильме объективную оценку вооруженного конфликта в Южной Осетии 2008 года или хотя бы несколько достоверных исторических фактов — не получится.

Собственно, режиссер Файзиев на документализм и не замахивался — сам он этого нисколько не скрывает. В своих интервью признается, что изначально подоплекой грузино-осетинского столкновения особенно не интересовался, из-за войны этой очень расстроился, поэтому даже не следил за ее ходом. А потом получилось так, что Джаник Файзиев повстречался с несколькими людьми, кому довелось побывать в самом центре тех событий. Рассказанные ими истории (надо заметить, очень причудливо переплетенные) и легли в основу картины, которую сам режиссер называет не иначе, как «приключенческий экшн».

Но об этом я узнала позже. Поэтому, наверное, в кинотеатре со мной и приключился казус. В зал зашла, когда свет уже потушили, а на большом экране вовсю грохотали какие-то роботы, выплевывая огонь и стреляя друг в друга из лазерных ружей. Ну, я и повернула обратно, подумав, что перепутала сеансы.

— Нет-нет, это тот фильм! — успокоила билетерша, возвращая (кажется, со дня премьеры ей уже не раз приходилось это делать) в зал. — Просто начало такое необычное…

Рассмотри я внимательно афишу — культурного шока можно было бы избежать. На фоне кавказских гор, танков и полуразрушенных домов вместе с главными героями изображен как раз один из тех роботов. Причем здесь Южная Осетия, Грузия и их конфликт? Да ни при чем! — уверены скептически настроенные кинокритики. Режиссер хотел создать экшн со спецэффектами — у него это получилось, а глубокого смысла во всем этом можно не искать. Сам же Файзиев настаивает: смысл есть. И внимательный зритель его не пропустит: война (августовский конфликт выбран, скорее всего, как один из самых ближайших по времени) — это лакмусовая бумажка, которая показывает, кто есть кто на самом деле, срывает с людей маски, «разводит» на настоящие эмоции.

Ну, а спецэффекты? Так это же всегда интересно для зрителя, уверен режиссер.

Наверное, для кого-то — да. Мне интереснее было смотреть на игру узнаваемых российских актеров. Сначала, правда, думала, что на роль героической матери можно было выбрать кого-нибудь другого. Потом поняла: молодая, хрупкая актриса Светлана Иванова подходит как нельзя лучше. Маленькая, какая-то вся воздушная, почти сама еще ребенок, в конце фильма она несколько километров, не останавливаясь, несет на руках своего раненого 7-летнего сына.

Несколькими днями раньше она отправила его в Южную Осетию к отцу, на летние каникулы. Он, осетинский солдат из миротворческих войск, говорил, что переживать за ребенка не стоит. То, что по телевизору передают о накаляющихся отношениях с Грузией, — преувеличение. Войны не будет, обещал отец. Не врал. Сам в это искренне верил.

А мать не поверила. Взяла билет на самолет и оказалась в Цхинвале как раз в ночь с 7 на 8 августа, когда Грузия начала необъявленный обстрел Южной Осетии. Вот тут и пригодились спецэффекты: яркие ракеты в ночном небе; здание осетинского парламента, складывающееся, как карточный домик; автобус, разбитый напополам бомбой… Ах да, и роботы, конечно. Они живут в воображении мальчика: есть среди них добрые и злые. В той, мирной жизни добрый робот всегда помогал мальчишке расправляться с его врагами (в основном то были потенциальные мамины женихи).

А здесь, на войне — все по-другому… Защитника-отца убивают почти сразу же. Мальчик остается один на один с Мраковластами, Драконозаврами, Огненными Муренами… Проще говоря, сидит под столом в опустевшем отцовском доме, вокруг которого ездят танки, БТРы, гремят автоматные очереди.

А мать бежит к нему: пробирается по пустым улицам под обстрелом, остается целой после взрыва, управляет тяжелой бронированной машиной… Сказка — местами очень страшная, но с добрым концом.

Жалко, что в жизни так не бывает…

P.S. Кстати, как ни пытался режиссер скрыть политику под слоем спецэффектов, у фильма нашлось много противников — еще на стадии съемок. Грузинские журналисты обвинили Файзиева в искажении фактов. Но это уже совсем другая история, которая осталась за кадром.

***
фото: Кадр из фильма.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта