X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Немое. Черно-белое. И просто очаровательное

«Артист», 2011 год, Франция, Бельгия. Режиссер Мишель Хазанавичус. В ролях — Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудман, Джеймс Кромвелл и др.

— Вы знаете, что фильм немой и черно-белый? — несколько раз интересуются сотрудники кинотеатра перед тем, как впустить зрителей в зал.

— Да, — говорю я радостно, но в душе немного тревожусь.

К походу на фильм «Артист» я готовилась долго — боялась обманутых ожиданий. И пошла неожиданно на самый последний воскресный сеанс. Это было правильное решение. Пустые залы — это только кинотеатру невыгодно, а для некоторого зрителя очень даже приятно. Никто не хрустит чипсами, не шепчется, не толкается локтями. Можно полностью погрузиться в атмосферу картины, которую — назавтра об этом узнает весь мир — Американская киноакадемия назвала фильмом года и одарила пятью статуэтками «Оскар». Среди них — награды за лучшую мужскую роль (Жан Дюжарден), лучшую режиссуру (Мишель Хазанавичус) и лучшее музыкальное оформление (композитор Людовик Бурс). Но это будет завтра, а пока…

Пока можно забыть об «Оскаре», потому что мы переносимся во время, когда этой награды еще не существовало. Ее учредят только через два года. Америка, 1927-й.

Блестящие «бьюики» и «паккарды», радио и бульварная пресса, легкие платья и строгие смокинги, кокетливые шляпки и локоны… И, конечно, джаз — музыка, которой пропитана вся картина — с первых кадров и до финала.

Молодые американцы избавляются от многих культурных традиций, которые кажутся им устаревшими, в том числе и в кинематографе. С картины Кросленда «Певец джаза» начинается эра звукового кино, а интерес к немым фильмам стремительно тает… Сейчас для нас это всего лишь строки из истории кинематографа, а 85 лет назад они оказались решающими в карьере и судьбе многих известных режиссеров и актеров.

«Артист» рассказывает нам о судьбе одного из таких актеров — Джорджа Валентайна. Любимец публики не принял звуковых нововведений, посчитав их временной причудой. В то время как влюбленная в него очаровательная статистка Пеппи Миллер оказалась на волне успеха. Вот уже ее имя с нижних строчек титров поднимается все выше — перед вами новая звезда. Вчера еще никому не известная девушка с обаятельной улыбкой, а сегодня дамочка в мехах, за которой охотятся толпы репортеров.

Как сложилась бы судьба этих людей, снимай Хазанавичус кино про современный Голливуд? Победили бы любовь и дружба гордыню и жажду славы? Мне почему-то кажется, что хеппи-энда не случилось бы…

Но фильм тем и прекрасен, что мы с вами — абсолютно точно в 30-х годах ХХ века. Костюмы, музыка, игра актеров — может быть, когда-нибудь в них найдут изъяны, в «Титанике» же нашли — но сейчас кажется, будто все абсолютно безупречно передает эпоху. Жесты и мимика героев — не пустое кривлянье, в них — целый букет эмоций, хочется всматриваться в лица, позы…

Чего стоит сцена помешательства Валентайна, когда он принимается крушить квартиру и сжигать пленки! Отчаянье, граничащее с безумством, подавленность и сожаление о прошлом, ярость и борьба — и все это без единого слова.

Пожалела ли я хоть на секунду, что пошла на немое черно-белое кино? Нет. Остались ли вопросы, непонимание? После хорошего фильма вопросы всегда остаются — к себе, к жизни. Но здесь их, пожалуй, оказалось даже меньше. Ведь мы были не просто зрителями. Мы были немного и соавторами картины — не озвученные в титрах диалоги можно было смело додумать самим. В этом, как оказалось, еще одна прелесть немого кино.

Новостные ленты пишут, что «Артист» стал первой за 83 года немой лентой, получившей «Оскар» в номинации «Лучший фильм». И как бы ни критиковали порой выбор Американской киноакадемии, на этот раз он, кажется, совпал с мнением большинства зрителей.

Форумы полны профессиональных и любительских рецензий, воспевающих талант Дюжардена, грацию и обаяние Беренис Бежо и непосредственность терьера Угги, при каждом появлении которого в кадре невозможно не улыбнуться.

Публика, как оказалось, уже досыта закормлена спецэффектами и фокусами с трехмерным изображением. Хазнавичусу благодарны за одну только возможность насладиться чем-то добрым, романтичным, лиричным, очень простым и понятным. С чем это сравнить? А вот с чем! Когда после нескольких кусков сладкого кремового пирога с вишенкой вдруг нестерпимо хочется съесть корочку хлеба. И она в этот момент кажется самой вкусной пищей на Земле!

Но если забыть о гастрономии и принять, что история движется по спирали, значит ли, что «Артист» положит начало новому витку в развитии немого кино? Или эта картина останется красивым и трогательным приветом из прошлого?

В любом случае, «Артист» — не только признание в любви «золотому веку» американского кинематографа. Мишель Хазанавичус напомнил нам, каким богатством мы обладаем — словом. Не стоит растрачивать его бездарно, по пустякам.

***
фото: Жан Дюжарден в роли Джорджа Валентайна и терьер Угги;Исполнители главных ролей – Дюжарден и Беренис Бежо (Пеппи Миллер).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта