X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Торговли много или торговли мало?

Казалось бы, торговля — та сфера деятельности, за которую можно не волноваться: она выживет. Но всем хочется, чтобы она не просто выживала, а развивалась, причем в полезных для нас, потребителей, направлениях.

Современная торговля — это не только традиционные магазинные и рыночные прилавки. Она старается шагать в ногу со временем. Не только потому, что хочется выглядеть привлекательнее (хотя удачный имидж — тоже товар, приносящий деньги). Хочется завлечь в свои объятия как можно больше покупателей, а их в виртуальных сетях сейчас едва ли не больше, чем в реальных магазинах. По данным, которые привел Сергей Дегтярь, заместитель губернатора области, на конференции предприятий потребительского рынка, в регионе около 250 тысяч человек являются активными пользователями Интернета. Потребляют они при этом не только информацию, но и вполне конкретные виды товаров и услуг. И этим, считает Дегтярь, местным товаропроизводителям, особенно участникам акции «Покупаем тюменское!», непременно надо воспользоваться.

Такая информационная открытость позволит предприятиям не только раскрутить свой товар, сделать его ближе и доступнее потребителям, но и сэкономить немалую часть средств на рекламе, различных маркетологических мероприятиях. Кроме того, Интернет без всяких транспортных затрат значительно расширяет географию рынков сбыта произведенной продукции.

Для развития тюменских предприятий может быть полезна и другая помощь извне, называемая франчайзингом — формой лицензирования, при которой одна сторона предоставляет другой право действовать от своего имени, используя товарные бренды. Передает, конечно, не безвозмездно, но при этом каждый получает свою выгоду. Такая поддержка со стороны «больших и сильных» позволяет встать на ноги молодым торговым точкам. Ведь по статистике, около 85% вновь образованных торговых предприятий прекращают свою деятельность в течение пяти лет. С использованием франчайзинга участь уйти с рынка слишком рано постигает только 14%.

— Тюмень уже сейчас по многим показателям можно назвать столицей шопинга, — сказал на конференции Сергей Дегтярь. — И чтобы этот рост продолжался, необходим мультипликативный эффект, то есть приход в регион дополнительных инвестиций.

В частности, одним из приоритетных направлений может стать развитие придорожного сервиса. Пока здесь поле непаханое: объекты размещены неравномерно, спектр услуг — узкий, уровень обслуживания — низкий. А потенциал и перспективы — большие. Ведь ежедневно по федеральным трассам, проходящим через областной центр, проезжают около 50 тысяч машин. Это — огромный дополнительный ресурс, и надо дать возможность транзитникам оставить у нас свои деньги.

С другой стороны посмотрел на ситуацию в торговой сфере Анатолий Канов, директор департамента потребительского рынка. По его мнению, за благополучными показателями часто скрывается немало проблем. Например, по обеспеченности торговыми местами на душу населения некоторые районы города более чем в два раза превышают даже новые, утвержденные в 2012 году, нормативы. И в то же время, в семи из 19 планировочных районов ощущается существенный недостаток торговых площадей. Если Центральный планировочный район, например, выполнил план обеспеченности по торговым объектам на 266%, то Патрушевский, Комаровский, Тараскульский не дотянули и до пяти процентов, а Плехановский, Новорощинский, Тарманский, Утешевский — не набрали и трети от необходимого. В аутсайдерах пока находятся также Парфеновский и Антипинский планировочные районы.

В прошлом году жители перечисленных выше территорий написали более шести десятков жалоб в департамент потребительского рынка. «Но проблема, — констатировал Канов, — остается нерешенной».

Не обошли вниманием и такой процесс, как укрупнение предприятий. По данным на начало года, в Тюмени зарегистрировано 67 торговых и торгово-развлекательных центров общей площадью более 500 тысяч квадратных метров. Эти «монстры» занимают уже почти половину всех городских торговых площадей. Сети объединили около 70 процентов продовольственных и непродовольственных товаропроизводителей.

Для потребителей такое укрупнение и удобно, и приятно — особенно, если супермаркет находится в шаговой доступности. А вот для малых торговых предприятий это соседство некомфортно. Гиганты отвлекают на себя внимание покупателей и забирают значительную часть выручки.

Бизнес стонет от сетевой экспансии и, по словам Анатолия Канова, взывает о помощи.

Хотя у крупных предприятий не такое уж и страшное лицо. Их имидж на конференции защитила Наталья Осинцева, генеральный директор тюменского ЦУМа. Она назвала развитие малого и среднего бизнеса в торговой сфере «вялотекущим» и решила поделиться с коллегами по цеху некоторыми профессиональными секретами. Просто хороший сервис — недостаточное условие устойчивого развития, считает Наталья Иосифовна. Покупателя надо постоянно… удивлять. И не только меняя расположение секций, товаров на полках и их ассортимент.

Необходим принципиально новый подход — внедрение информационных технологий на всех стадиях торговли. Это не просто дань моде, а требование времени.

***
фото: Анатолий Канов в одном из торговых центров

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта