Тюменский прицеп для Мурманска
Чтобы стотонный полуприцеп, произведенный в Тюмени, смог своим ходом попасть к заказчику в Мурманск, его окончательную сборку придется произвести на месте — слишком широкий, 4,5 метра, в дорогу он не влезет.
Этот трал для перевозки техники сконструировали в цехе компании «Сибирь Трейлер». Ярко-красного цвета, четырехосный, с огромными колесами, он стоит в ряду других прицепов, на платформе сложены элементы, которые сделают эту платформу шире. Вместе с тралом на Север поедут два сварщика.
Компания «Сибирь Трейлер» больше десяти лет производит в Тюмени прицепную технику, самосвалы, самосвальные надстройки. Директор Эдуард Нетт начинал когда-то в Челябинске. В 2001 году при поддержке правительства Тюменской области стало возможным организовать машиностроительное предприятие на базе завода «Тюменгазстроймаш».
— Все лишнее мы из цеха убрали, — говорит первый заместитель генерального директора Сергей Лалетин.
— Закупили новое оборудование. Дух советских времен еще сохраняется в фойе заводского корпуса: двойные застекленные двери, ведущие то ли в столовую, то ли в актовый зал; на дверях — нарисованный разноцветными красками рабочий с молотом в руках; в обе стороны — длинный узкий коридор. Когда-то он наверняка был заполнен жизнью, но сейчас здесь никого нет, большинство дверей наглухо закрыты.
Другое дело — цех. На подходе к нему слышим шум агрегатов и человеческие голоса. Пахнет металлом.
— Что это, у нас новая крановщица появилась?! — восклицает Светлана Плугатырева, когда фотограф Вика забирается наверх, чтобы сделать очередной кадр. — Надо познакомиться!
Светлана два года работает на кране и из кабины может наблюдать все этапы производства прицепов.
— Когда видишь готовое изделие, — говорит она, — испытываешь гордость за родной завод, который смог сделать такие красивые машины!
Елена Суворова работает в малярном цехе уже четыре года, а недавно привела и мужа Андрея. Они грунтуют и красят детали, обработанные в дробеструйной камере, где черный металл приобретает благородный стальной блеск.
На изготовление одного прицепа уходит в среднем два месяца. Пару недель занимают работы с металлом: резка, гибка, сверление отверстий. Параллельно начинается сборка. Как правило, завод работает на заказ — покупатель рассказывает, для каких целей ему нужен прицеп, а конструкторы предприятия ищут подходящий вариант. Например, для стотонного трала важны прочностные характеристики материала, количество осей, их несущая способность.
25-летний Юрий Тренин занимается сборкой импортных подвесок. Год назад он пришел на предприятие разнорабочим, за это время поднаторел, стал слесарем. По образованию Юрий — тракторист-машинист, поэтому устроиться на машиностроительное предприятие было для него логичным шагом. Живет он в Свердловской области, а в Тюмень приезжает на вахты по 15 дней.
Сергей Лалетин говорит, что часто на завод приходят крестьяне из развалившихся колхозов. Два-три месяца учатся у мастеров, и если обнаруживают в себе способности, то успешно вливаются в коллектив. В то же время велико число претендентов, которые говорят, что все умеют, но на деле выясняется, что сварщик, скажем, всю жизнь варил трубы, а сделать вертикальный или потолочный шов высокого качества не может. Кроме того, важное условие для рабочих — умение читать чертежи, техническую документацию. Потому что от точности исполнения конструкторских задумок зависит срок эксплуатации машины, ее соответствие требованиям покупателя.
Заказчики компании — в основном, предприятия Дальнего Востока и Восточной Сибири. Тюменские прицепы пользуются популярностью у лесозаготовителей. И хотя поставки носят сезонный характер, заместитель генерального директора говорит, что завод старается распределить нагрузку на весь год: покупатели у такой продукции всегда найдутся.
***
фото: В цехе кипит работа;Слесарь Юрий Тренин;Сборка шасси;Мастер Валерий Мазурик (слева) и сварщик Олег Шеболист;Маляр Елена Суворова и крановщица Светлана Плугатырева