Найдите время поговорить с родителями
Среднего возраста, аккуратно одеты, приятной наружности, очень вежливые и обходительные…
Да, вот такие исключительно положительные характеристики дают старики тем женщинам, от чьих рук сами же и пострадали.
— Что удивительно, подозрительные обычно пенсионеры теряют всякую волю к сопротивлению при встрече с ловкими мошенниками, — говорит оперуполномоченный Максим Козлов. — Я не думаю, что у тех есть какие-то экстрасенсорные способности, но определенное психологическое воздействие на собеседника он и оказывать умеют.
Буквально на днях полицейские задержали цыганку, которая как раз подозревается в вымогательстве денег у пожилых людей. Она не предлагала им гадать, не просила милостыню, а пошла другим, более современным путем. Представлялась работником социальной службы.
— Мы предполагаем, что задержанная может быть причастна к серии преступлений, совершенных летом, — рассказывает Максим Козлов. — В тот период нами было принято в разработку 32 заявления по фактам мошенничества.
Пострадавшими во всех случаях оказались пенсионеры. Причем, в достаточно преклонном возрасте. Оно и понятно. К старикам проще втереться в доверие, разговорить их, вызнать интересующую информацию… От них, в конце концов, и убежать легче, если вдруг те заподозрят неладное.
Но убегать мошенницам и не приходилось — их схема практически не давала осечек.
— Лишь одна бабушка вовремя почувствовала подвох, — продолжает оперуполномоченный Козлов. — Она сказала мошеннице, чтобы та пришла к ней за деньгами вечером. И сразу же позвонила в полицию.
Оперативники устроили у квартиры пенсионерки засаду, но никто вечером так и не пришел. Что лишний раз подтвердило опасения правоохранителей: злоумышленницы — осторожные, хитрые и очень опытные.
И совершенно бессовестные, потому что выбирают в жертвы самых беззащитных и бьют по больным местам.
— Они внушают пенсионерам, что хотят им помочь, — говорит Максим Козлов. — Например, с обменом денежных купюр.
В конце января мошенницы после небольшого перерыва снова вышли на преступный промысел. В полицию обратилась еще одна пожилая тюменка, которая рассказала, что отдала «социальному работнику» конверт с 85-ю тысячами рублей в обмен на конверт с… цветными бумажками.
К старушке, проживающей на улице Холодильной, постучалась в дверь женщина, на вид 35-40 лет, назвала хозяйку квартиры по имени-отчеству, поинтересовалась в первую очередь ее самочувствием. Это и растопило сердце старушки. Мошеннице хватило короткой беседы, чтобы удостовериться — ее собеседница не спросит удостоверения и сделает все, что скажет гостья. А та попросила всю имевшуюся у бабушки наличность. Но не безвозмездно, конечно, а чтобы обменять эти купюры (по словам мошенницы, устаревшие) на новые. Оговорилась при этом, что такая услуга предоставляется пенсионерке в связи с ее почтенным возрастом. Всем же остальным придется бегать в банк и выстаивать там длинные очереди. Это окончательно убедило пожилую женщину в добрых намерениях визитерши. Поэтому бабушка даже и не стала заглядывать в конверт, который «соцработник» протянула ей взамен. А заглянула только часа через два.
— Мы предполагаем, что в городе сейчас орудуют две группы мошенниц — судя по описаниям, которые дают потерпевшие, — говорит оперуполномоченный Козлов. — Чаще всего женщины приходят к пенсионерам вдвоем.
И, порой, выдумывают совершеннейшие небылицы, в которые старики, тем не менее, с готовностью верят. Например, в то, что их дочка или сын заказали для них целую машину с продуктами: тушенкой, сахаром, сгущенным молоком, крупами, макаронами… Зачем? «Так кризис же!» — говорят «социальные работники». А значит, в магазинах этих продуктов скоро совсем не останется. Нужно срочно покупать!
— И пожилые люди отдавали деньги, даже не видя этих продуктов, — продолжает оперуполномоченный. — Говорят, что мошенницы безошибочно угадывали имя их детей, которые якобы заказали продукты. Однако после того, как мы пообщались с потерпевшими, становилось понятно, что те сами, даже не заметив этого, называли имена родственников. А мошенницы ловко обыгрывали ситуацию в свою пользу.
Но правоохранители допускают, что какой-то минимальной информацией о своей жертве те все-таки могут владеть. Наверняка у них есть доступ в базу данных, где указаны имя, возраст владельца квартиры и то, что прописан он там один.
— Но даже если пожилой человек проживает в квартире один, то у него чаще всего все равно есть дети и внуки, которые должны предупредить об опасности, — уверен Максим Козлов. — Преступники не будут лезть на рожон. И, как только почувствуют, что жертва сомневается и пытается кому-нибудь позвонить, — просто уйдут.
А звонить нужно обязательно, считает начальник городского управления социальной защиты Павел Байматов.
— Мошенники, конечно, могут представиться кем угодно, но чаще называют какую-нибудь организацию, — рассказывает он.
— В данном конкретном случае представляются социальными работниками. Поэтому первое, что должен сделать пенсионер, к которому пришли домой такие люди, — проверить у них удостоверения, попросить номер телефона организации и позвонить туда при них. Удостовериться, работает ли там такой сотрудник.
Однако если социальный работник пришел домой к пенсионеру без предупреждения, это уже тревожный звоночек. По словам Павла Николаевича, его структура так не работает. Пенсионера всегда предупреждают заранее о визите, оговаривают удобное время.
Вот только кто бы почаще напоминал об этом пожилым людям!
— Все потерпевшие, как один, говорят, что мошенницы очень понятно все им объясняли, по нескольку раз терпеливо повторяли, были очень радушны и не жалели времени на разговоры «о жизни». Это и подкупало пенсионеров, — завершает свой комментарий оперуполномоченный Максим Козлов.
Так, может, детям стоит самим почаще разговаривать со своими родителями, приносить им продукты домой, рассказывать о последних новостях? О том, что кризиса пока нет, и закупать сгущенку на год вперед не обязательно. Что прежние куп юры все так же в обороте и менять их не надо. Что есть недобрые люди, которые могут воспользоваться их доверием и обмануть.