О целях и дорогах, ведущих к ним
Газета «Ведомости» опубликовала третью из серии программных статей Владимира Путина -«Нам нужна новая экономика». Она начинается словами: «Мы живем в эпоху перемен…»
В Интернете можно найти множество рецензий: положительных, отрицательных, претендующих на объективность… просто злых. Но нельзя отрицать — некоторые перемены в диалоге власти с народом чувствуются. Во всяком случае, проблемы, о которых всем известно, начали называть своими именами и вслух.
В Тюмени основной диспут по статье состоялся за «круглым столом» в малом зале областной Думы, куда «Народный штаб» пригласил видных представителей общественной, научной и производственной жизни города. Такие заседания уже успели стать традиционными и будут проводиться каждую неделю, пока действующий премьер продолжает публиковать в прессе кусочки своей будущей предвыборной программы.
Первым взял слово приглашенный депутат Госдумы Эрнест Валеев. Он был не только солидарен с текстом статьи, но и рассказал о движениях, которые совершаются в озвученных премьером направлениях:
— Главное препятствие для развития экономии — коррупция. Обеспечить прозрачность везде, от таможни до суда — вот самая актуальная задача на сегодняшний день. И в последние три года в этом смысле немало сделано. Мы уже почти создали законодательную базу для антикоррупционной деятельности. В марте рассчитываем вынести в Госдуму вопрос о ратификации статьи, предусматривающей ответственность за незаконное обогащение и организацию декларирования доходов чиновников. Второй момент, который хотелось отметить в статье, — наведение порядка в госзакупках. Мы стремимся привести законодательство к ограничению сделок госструктур с коммерческими организациями, где работают близкие родственники чиновников, — резюмировал депутат.
Местные эксперты свою лояльность к словам автора статьи тоже не скрывали, но и удержаться от того, чтобы высказать накипевшее, не смогли.
— Россия, действительно, стала частью мировой экономики, — соглашается с премьером председатель комитета облДумы по бюджету, налогам и финансам Дмитрий Горицкий. — Мы теперь вместе и в радости, и в горе — кризис тому отличное подтверждение. В статье делается акцент на важности конечного продукта, и это тоже верно. Пока мы будем продавать сырье и продукты первого передела, доходы от наших ресурсов будут получать страны, способные все это переработать, — продолжил он. Но в завершении выступления не удержался:
— Я перечислил правильные предложения, и их немало, но эти проблемы существовали и раньше. Кандидат на пост президента определил в статье цели, но не определил пути их достижения… Может быть, сделать это ему не позволил формат статьи.
Еще критичнее высказался ректор ТюмПНГУ Владимир Новоселов:
— Сырьевой характер экономики означает, что мы сидим на нефтяной игле, — заявил он. — И крупные компании в погоне за выгодой пытаются убедить нас, что продавать сырье прибыльнее, чем нефтепродукты. Карл Маркс бы в гробу перевернулся! Но с помощью нефтедобывающего комплекса можно развивать и другие отрасли. Выбор направлений премьер указывает: «фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, нанотехнологии, атомная промышленность, космос». На мой взгляд, статья все же носит дискуссионный характер, и Владимир Путин приглашает нас обсудить, какие именно направления избрать приоритетными, и приводит свои примеры. А что до «международной конкурентоспособности нашей высшей школы» и необходимости «иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса», тут стоит признаться честно — российская высшая школа не может сейчас выполнить этих требований. Нет, вектор задан правильно, но наполнять мы его будем очень долго.
Солидарна с профессором Новоселовым и проректор по экономике и финансам ТюмГНГУ Вера Пленкина:
— Путин озвучил темы, давно волнующие людей, но я поймала себя на том, что задаю вопрос: «Что же дальше? Как воплощать в жизнь эти цели?» Мы научены горьким опытом: не все предвыборные обещания сбываются. Зато порадовала откровенность. Владимир Владимирович справедливо оценил приватизацию 90-х годов — признал ее нечестной.