Удивительная тюменская публика
Впечатления любителя от «польского драйва»
27января в областной филармонии состоялся концерт квинтета тенор-саксофониста Петра Барона из Польши.
В составе коллектива — Адам Милвив-Барон (труба, флюгельгорн), Доминик Ваня (рояль), Мачей Адамчак (контрабас), Пшемек Ярош (барабаны). Программа выступления состояла только из композиций, которые вошли в последний диск музы кантов «Аминь».
C польским джазом я знаком еще с юношеских лет, когда впервые услыхал знаменитого трубача Хенрика Маевского, руководителя диксиленда «Old Timers», это был один из первых проектов этого великого мастера. Именно эти музыканты (тогда единственные!) играли verse (запев) в классической джазовой композиции «When The Saints Go Marching In», написанной Джеймсом Блеком в 1896 году.
Затем уже были саксофонисты Збигнев Намысловский и Ян Пташин Врублевский, пианисты Мечислав Мазур и Анджей Ягодзиньский, скрипач Михал Урбаняк и его жена певица Урсула Дуджяк и многие-многие другие. По своим новациям и стремлениям уйти в неизведанное поляки, несомненно, были лидерами в Европе.
Так вот, квинтет Петра Барона с блеском продолжает эту традицию. Этот джазовый состав является классическим, таким же, как диксиленд и бигбэнд. Я, по большому счету, плохо представляю себе настоящий джаз, где нет ни трубы, ни саксофонов (кларнета). Ради бога, могут быть гитары и скрипки, но. Следовательно, идя на концерт, мечтал услышать классику хардбопа и бибопа, ну хотя бы чуть-чуть. Однако этого не произошло. На протяжении полутора часов музыканты играли только свою, основанную в том числе и на народных мотивах, музыку.
Разумеется, это дело творцов — играть то, что они хотят. Но причем здесь слушатель? Он ведь хочет сопереживать, слышать новые трактовку и импровизацию на джазовые темы, сравнивать игру коллектива с тем, что было известно ранее. Этого не было. Согласитесь, прослушать всего лишь шесть композиций за время концерта — это и мало, и трудно.
И вот здесь мне хочется отметить благодарную тюменскую публику, которая очень внимательно и серьезно все восприняла. А вот аплодисментов музыкантам за длинные соло было маловато. Это всегда признак момента, «когда не хватает джаза». Вопрос времени, в течение которого музыкант играет свое соло, очень важен. Этим временем нельзя злоупотреблять. Ведь умудренным («продвинутым» на современном сленге) слушателям уже давно все ясно, а импровизация (или, правильнее сказать, соло) все еще продолжается.
Этот временной феномен очень хорошо был знаком гениям джаза, таким, как Луи Армстронг, Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи. Они всегда стремились играть как можно короче, стремясь при этом сказать максимум.
Польские же музыканты играли в точности по своей известной пословице в русской транскрипции, «цо занадто, то не добре» («что слишком, то нехорошо»). К примеру, длинные соло слабо удавались трубачу, который к концу своих эпизодов уставал и допускал неточности. Игра самого Петра на автора особого впечатления не произвела. После Джона Колтрейна очень трудно чем-либо новым удивить. А вот ритм-секция играла великолепно, в особенности, ударник Пшемек Ярош. Такой вдохновенной и по-настоящему джазовой игры автор давно не слышал. Как Пшемек отмерял квадраты и их части! Какие вкус и тонкое понимание партнеров, какие драйв и экспрессия! Блестящая игра блестящего джазмена.
Итак, состоялась еще одна встреча с музыкантами из Польши. Спасибо за это филармонии, спасибо ее генеральному директору Михаилу Бирману.
***
фото: Музыканты кланяются публике;Ударник Пшемек Ярош