С огнем и кровью пополам
Это он здесь, на ступеньках памятника Труженикам тыла, — 83-летний Владимир Романович Кноль. А в своих воспоминаниях — все тот же 13-летний мальчик Вова, который помогал взрослым копать противотанковые траншеи…
Было это в блокадном Ленинграде. Тогда Владимир Кноль вместе с семьей и многими тысячами ленинградцев был осажден фашистами в своем родном городе.
Он вспоминает, как голодали, мерзли, сходили с ума от жажды. Он рассказывает все это, жестикулируя, а слова его разносятся по пустому морозному скверу.
Вчера утром сюда, на улицу Олимпийскую, пришли ветераны Восточного округа — 68 лет назад 27 января 1944 года была прорвана блокада Ленинграда, которая длилась 872 дня. Среди пожилых людей, сжимавших в замерзших пальцах красные гвоздики, — труженики тыла и четверо блокадников, которые нашли в Тюмени вторую родину: Валентина Серцова, Александр Семенов, Валентин Федоров и вот — Владимир Кноль.
Всего в Восточном округе, говорит заместитель председателя местного совета ветеранов Тамара Шестакова, живут сейчас 16 блокадников. Но не всех организаторы решились позвать в сквер — слишком уж холодно. Хотя — что им холод? Они пережили и не такое…
Пока мы — молодые, переминались с ноги на ногу в сторонке, пытаясь согреться, они все говорили о былом. А их глаза слезились. И не от холода, думаю я.
… Когда мы расходились по машинам, меня догнал Владимир Кноль и тихо так заговорил:
— А знаете, та мука, что провозили в блокадный Ленинград по Ладожскому озеру, была розовой — от… крови людей, которые ее везли и попадали под обстрелы.
***
фото: Владимир Кноль выступает перед товарищами.