Настоящее лицо платежки
В начале февраля горожане получат счета за коммунальные услуги в январе. Многих они могут удивить.
Вопросы соблюдения тарифного законодательства находятся на особом контроле. С такими уверениями выступают власти всех уровней — от общероссийского до муниципального, но сомнения почему-то остаются. И они вполне объяснимы. Ведь, согласно опросам ВЦИОМ, 44 процента россиян заявляют, что тратят на оплату жилищно-коммунальных услуг от 25 до 49 процентов своих семейных доходов. При таких затратах поневоле задумаешься. Подливают масла в огонь и эксперты, которые утверждают, что за последние десять лет ничто так не выросло в цене, как услуги ЖКХ. Даже стоимость золота и недвижимости в российских столицах.
На прошлой неделе состоялось заседание областной межведомственной комиссии по тарифной политике в жилищно-коммунальном комплексе. И региональные власти для успокоения тюменцев снова подтвердили, что «задачи, связанные со сдерживанием роста тарифов на коммунальные услуги, организация мониторинга и контроля за исполнением решений, являются приоритетами». В соответствии с прогнозом социально-экономического развития, с 1 января 2012 года рост цен на коммунальные услуги не предусмотрен. Хотя среднегодовое увеличение коммунальных платежей возможно. Но оно не превысит уровня инфляции, т.е. шести процентов.
Главное, подчеркнул Сергей Дегтярь, заместитель губернатора области, чтобы люди знали «почему именно столько стоят те или иные услуги и насколько правомерны такие начисления». Но именно этой информации, как правило, и не хватает. Открытости у коммунальных организаций пока не больше, чем, скажем, в системе исполнения наказаний. Что ни спроси — все тайна за семью замками. И чтобы открыть ее, порой плательщику пройти приходится все круги ада.
Наверняка, получив первые в этом году платежки и увидев четырехзначные цифры, многие снова усомнятся в справедливости обещаний властей. Мол, говорили, что суммы не вырастут, а они увеличились. Но прежде чем пороть горячку, надо разобраться. И как ни хочется вчитываться в столбики цифр — все-таки придется. Жизнь сейчас требует от каждого владеть хотя бы минимумом юридических или экономических знаний, так же, как когда-то требовала пройти курс семилетки и элементарно научиться читать, писать и считать.
Итак, какие подводные камни могут встретиться в платежках? С первыми из них в начале года столкнулись те, у кого дома установлены газовые плиты. Как рождественский подарок от «Межрегионгаза», некоторые из них получили платежки, в которых сумма оплаты с привычных 500 рублей в месяц выросла почти до двух тысяч. И вовсе не по причине задолженности или задержки оплаты. Оказалось, во всем виновата… почта. Газовики объясняли, что почтовики были так загружены поздравительными открытками, что не успевали вовремя доставлять квитанции об оплате. Объяснение вполне в духе фильма «Ирония судьбы». Если нет бумажки, то потребителям начисляют не по фактическому потреблению, а по числу проживающих в квартире. И, судя по «невероятным очередям», которые, по свидетельствам очевидцев, были в операционных залах расчетного центра предприятия на улице Елецкой, такие новогодние платежки получило немало тюменцев. Те, кто смог вовремя оторваться от праздничного стола, во всем разобрались.
«Опозданием мы наказаны» — эти слова из песни являются наиболее частой причиной появления завышенных сумм оплаты в платежках. Особенно за сроками надо следить тем, у кого установлены счетчики на горячее и холодное водоснабжение. Стоит только просрочить дату передачи показаний приборов в сетевые организации, как в очередной расчетный период вас может ожидать неприятный сюрприз. Плату за услуги начислят не по факту, а по нормативу, еще и помноженному на число всех, кто прописан. А суммы эти одна от другой значительно отличаются.
Иногда в несвоевременной оплате квартиросъемщик может быть и не виноват, но рассчитываться все равно придется ему. Даже если оплату задержал не он, а управляющая компания или ТСЖ. Такая ситуация может сложиться, если в доме установлены общедомовые приборы учета тепла. Не успеет по какой-то причине обслуживающая дом организация вовремя передать данные по отоплению — и жильцы окажутся в роли наказанных. Придется им выложить кругленькую сумму. Потом, конечно, сделают перерасчет, однако понервничать придется.
Но причины роста цен за теплоснабжение можно искать и выше. В небесной канцелярии! В морозы характеристики подаваемого в дом теплоносителя неизбежно меняются. Общедомовые приборы учета бесстрастно фиксируют увеличение его объемов и температуры. И чем ниже температура наружного воздуха, тем больше тепла потребляет дом. Кто за эту большую дозу должен заплатить? Потребитель. И он это бремя хорошо почувствует, когда получит платежку после рождественских и крещенских морозов.
Может, заботясь о кошельке потребителя, не стоит подавать столько тепла? Ходят же жители Финляндии дома в шерстяных носках и свитерах и вполне довольны.
Как пояснили в компании «УТСК», планируемые объемы полезного отпуска тепловой энергии применяются исходя из среднегодовых значений температуры теплоносителя и ожидаемых среднемесячных значений температуры наружного воздуха (в соответствии с наблюдениями за последние пять лет). Существуют также нормативы потребления коммунальных услуг, где обозначено количество тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного дома в зависимости от температуры наружного воздуха. Так что все в теплоэнергетике зарегламентировано. А как этот регламент выполняется на практике — фиксирует счетчик.
Значит ли это, что без приборов учета гражданам жилось бы спокойнее? Ведь плата по нормативу стабильна, она не колеблется из-за потепления или похолодания. К сожалению, это иллюзия. При отсутствии приборов оплата будет еще выше. Они, приборы, как весы в магазине, — или вам взвесят весь батон колбасы, или нарежут несколько ломтиков на бутерброд.
В платежках может быть скрыто и еще немало секретов. Например, могут начислить чуть больше за уборку снега, если его выпало больше нормы, или добавить за капитальный ремонт дома, если такое решение принято на общем собрании жильцов. В любом случае, к этому документу не стоит относиться как к простой бумажке. Как и чеки, полученные за покупки в супермаркетах, их иногда полезно изучать.
Только тогда можно попытаться понять, где истинное личико, а где личина нашей коммунальной системы.
***
фото: